?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Авиаконструктор И. Сикорский и монархический десант в Советскую Россию
ilya_prosto
Некоторое время назад была написана заметка «Как связаны Николай II, Мурманск и авиация», в которой обзорно рассказывалось в том числе о развитии авиации в дореволюционной России. Наиболее плодовитым русским авиаконструктором стал Игорь Сикорский, которому принадлежит бомбардировщик «Илья Муромец». Вряд ли я мог представить несколько дней назад, что совершенно случайно найду захватывающее продолжение для той заметки. Оказывается, И. Сикорский задумал авиадесант монархистов-эмигрантов в Советскую Россию! Хотите узнать, что было дальше? Пролистайте чуть ниже ;-)

Игорь Сикорский


Бомбардировщик «Илья Муромец»




Краткая предыстория

Перед самой историей нужно определить, почему И. Сикорский стал разделять монархические идеи и какого они были свойства. В этом нам помогут некоторые сведения из биографии его отца, доктора-психиатора Ивана Сикорского. Дело в том, что отец авиаконструктора имел врачебную практику в Киеве в начале ХХ века и в свободное время развивал расовую теорию в психиатрическом направлении медицины. Предметом его интереса были якобы имеющиеся различия в психологии и умственных способностях у людей различных национальностей и рас. Благодаря этой специфической теории и знакомствам, Иван Сикорский был медицинским экспертом от обвинения на суде по знаменитому «Делу Бейлиса». На нём он пытался доказать ритуальное убийство евреями 12-летнего мальчика, хотя в действительности ребёнка убили представители местного криминала. «Дело Бейлиса» вызвало ажиотаж в прессе из-за черносотенного, антисемитского лобби и является ярчайшим примером (вместе с Киевским и Кишенёвским еврейскими погромами) расцвета расистских и националистических идей в Российской империи времён Николая II.

Карьера сына столь интересного доктора развивалась поначалу вдали от политики. Игорь Сикорский получил превосходное инженерное образование, стал, пожалуй, самым успешным авиаконструктором в Российской империи. Однако произошла Февральская Буржуазная Революция, и авиаконструктор немедленно эмигрировал через Архангельск в Париж и, далее, в США. Тут-то всё и завертелось...


Проект «царского десанта»

В США авиаконструктору пришлось несладко. Зарабатывать первое время пришлось уроками математики. В русской диаспоре он познакомился с пианистом и композитором С. Рахманиновым, который стал пайщиком и совладельцем компании Сикорского «Sikorsky Aero Engineering Corporation» (основана в 1923 г.). Заказов поначалу не было, поэтому конструктор прилагал серьёзные усилия к поиску заказчиков.
Тут-то и пригодились связи в русской эмиграции.

Сикорский списался с «Союзом Русских Государевых Людей» (далее — СРГЛ), представлявшим интересы императора-самозванца в изгнании Кирилла Владимировича Романова, двоюродного брата Николая II. В октябре 1927 г. руководитель СРГЛ полковник Г. И. Дементьев представил в Канцелярию Кирилла Владимировича план проведения воздушного десанта И. И. Сикорского.

Кирилл Владимирович Романов


План состоял в следующем:
1) На деньги «императора» в Болгарии открывается авиазавод, филиал фирмы Сикорского, по производству транспортных самолётов S-35. Официальное прикрытие — создание частной почтово-транспортной авиалинии.

Модель S-35


2) Производится 25 самолётов, которые за 5-6 перелётов способны высадить авиадесант численностью в 3000 бойцов и командиров в станице Каменской Области Войска Донского. Сикорский предполагал, что казаки по-прежнему настроены яро антибольшевистски и воспримут неожиданных гостей, как освободителей. Высадку десанта накануне должна была предварять доставка и сброс агитационных листовок для переманивания на свою сторону местного населения с «Распространением слуха о том, что «Его Величество Законный Государь Российский идет на советскую власть, о льготах и милостях, о карах на комиссаров... и о близком конце русского безмерного горя».

3) Целью акции было крупное восстание под именем «законного императора Кирилла Владимировича». Завоевать доверие местного населения предполагалось массовым террором «против комиссаров и чекистов» — «…все видные большевики (комиссары, наиболее активные коммунисты и пр [очие]) истребляются без суда и следствия. Достаточным поводом к такого рода расправе послужат одни лишь сведения о деятельности названных лиц, полученные от местных жителей. Конечно, чекистам и шпионам подобной участи не избежать – одна прикосновенность к делу сыска и к зверской деятельности «чеки» будет достаточной причиною немедленной расправы. Надо помнить, что террором в отношении непопулярных элементов мы завоюем себе колоссальную популярность среди населения и репутацию справедливых мстителей за десятилетнее страдание народа русского <...> Одновременно будут освобождены из заключения контрреволюционные элементы <...> Начальник отряда всеми доступными ему разумными мерами будет стремиться снискать в населении популярность <...> Но слабости и заискивания перед населением не должно быть места…» (Проект десанта И. И. Сикорского. Письмо Г. И. Дементьева в Кобург от 14 октября 1927 г. ГА РФ Ф.5763 Оп.1 Д.3.).

4) Царские ВДВ должны были занять Новочеркасск, командир отряда становился выборным атаманом у казаков, а Кирилл Владимирович и «Союз Русских Государевых Людей» в это время договаривались о международной поддержке во всех странах бывшей Антанты. И. Сикорский, как и многие эмигранты-монархисты, искренне считали западные страны виноватыми перед Россией за недостаточное вложение сил и средств в борьбу с большевизмом. Поэтому Сикорский упоминал в плане, что болгарские вооруженные силы могут ударить по территории Крыма для поддержки десантников.

Стоит ли говорить, что проект так и остался на бумаге? Наибольшей проблемой стало даже не изыскать запрошенные амбициозным монархо-авиаконструктором $3 000 000 долларов, а поиск достаточно верных Кириллу Владимировичу добровольцев на рисковое дело. Начальник СРГЛ Дементьев писал главному по русской диаспоре в Эстонии контр-адмиралу П. П. Левицкому в попытках найти людей. Но из Ревеля отвечали, что на 10 000 бывших бойцов Северо-Западной армии Юденича найдётся лишь 10-20 отчаянных храбрецов, готовых стать за «императора». Большая часть оказалась сторонниками Николая Николаевича младшего, значительная часть ушла в бытовые дела, над многими довлело поражение в Гражданской войне.

Контр-адмирал П. П. Левицкий


Получив отказ, авиаконструктор И. Сикорский завязал с активным участием в монархическом движении русской эмиграции и сосредоточился на работе для американских заказчиков.

Вот такая история, дающая некоторое представление о личности авиаконструктора И. Сикорского и о его связях с монархистами-легитимистами в эмиграции.



Публикация основана на статье А.В. Серёгина «Союз Русских Государевых Людей» в эмиграции и планы организации «весеннего похода» в СССР.
Проект И. И. Сикорского (Российский гуманитарный журнал. 2015. Том 4. №3)

  • 1
  • 1