ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Краткая история черносотенной фальшивки — «Декрета об отмене частного владения женщинами»



Одним из самых эффективных приёмов информационной войны является приём мимикрии. Это когда вы подделываете документы под стиль противника и вбрасываете их в медиасферу. Особенно успешными являются подделки, которые вброшены в нужное время в нужном месте. Сработать такая фальшивка может весьма эффективно и остаться в памяти людей на долгие годы, а в нужный момент привести к массовым беспорядкам и десяткам человеческих жертв.

Таким был и знаменитый «Декрет об отмене частного владения женщинами», изданный в самом начале Гражданской войны (28 февраля 1918 г.) в Саратове членом черносотенного монархического «Союза Русского Народа», хозяином чайной Михаилом Уваровым.

У каждого события есть контекст. Каково было положение в Советской России в феврале-марте 1918 года? Добровольческая армия Алексеева/Корнилова/Деникина в феврале отступила на Кубань («Ледяной поход»). 3 марта подписан Брестский мир, вызвавший раскол в красной коалиции между большевиками, эсерами и анархистами по всей стране. В том числе усилились сепаратистские настроения в некоторых советских республиках, в которых руководство перестало доверять центру. В конце марта начинается восстание казаков на Дону под руководством атамана Краснова против красных. 9 марта происходит высадка английского воинского контингента в Мурманске. В Оренбургской губернии идут бои с белоказачьими бандами атамана Дутова. По всей стране происходит перераспределение земли между крестьянами, идёт активная спекулятивная торговля излишками продуктов села, которыми завладели деревенские жители после Декрета о Земле. Это приведёт к тому, что к маю 1918 года во многих губерниях возникнет дефицит посевного материала. В советах во множестве мест идёт внутренняя борьба между большевиками, меньшевиками, анархистами, левыми и правыми эсерами. Словом, нарастает хаос Гражданской войны, ситуация крайне зыбкая. И поэтому удобная для распространения слухов и вбросов.

Тут-то и происходит скандальная публикация «Декрета об отмене частного владения женщинами» от имени Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров. Неизвестные расклеивают этот документ на заборах, вызывая массовое недовольство советской властью. Как раз в начале марта на Верхнем Базаре у здания биржи жители города громят клуб анархистов, которые в то время занимали сильную позицию в местных советах. Чудом обошлось без жертв.

В отместку отряд анархистов численностью до 20 человек производит расследование и самосудную казнь владельца чайной Михаила Уварова, члена черносотенного «Союза Русского Народа», оказавшегося автором вброса. 15 марта в газете «Известия Саратовского Совета» появляется прокламация анархистов об этом событии.

Тем не менее, удачный вброс стал вирусным, его моментально подхватили пробуржуазные газеты по всей России, а затем белогвардейская пропаганда. Например, в Вятке правый эсер Виноградов, переписав текст «декрета» из газеты «Уфимская жизнь», напечатал его под названием «Бессмертный документ» в газете «Вятский край». 18 апреля Вятский губисполком постановил закрыть газету, а всех лиц, причастных к этой публикации, предать суду революционного трибунала. В тот же день вопрос обсуждался на губернском съезде Советов. Представители всех партий, стоявших на советской платформе, — большевики, левые эсеры, максималисты, анархисты — резко осудили публикацию пасквиля, посчитали, что она имеет своей целью натравить темные, несознательные массы населения против Советской власти. Вместе с тем съезд Советов отменил решение губисполкома о закрытии газеты, признав его преждевременным и чересчур суровым, обязал губисполком сделать предупреждение редактору.

В некоторых районах красных губерний не в меру усердные должностные лица стремились воплотить черносотенную фальшивку в жизнь. «Всякая девица, достигшая 18 лет и не вышедшая замуж, обязана под страхом наказания зарегистрироваться в бюро свободной любви. Зарегистрированной предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги...», — гласила распространённая во Владимире версия «декрета».

В феврале 1919 года В. И. Ленин получил жалобу Кумысникова, Байманова, Рахимовой на комбед (комитет бедноты) деревни Медяны Чимбелевской волости, Курмышевского уезда. Они писали, что комбед распоряжается судьбой молодых женщин, «отдавая их своим приятелям, не считаясь ни с согласием родителей, ни с требованием здравого смысла». Ленин сразу же направил телеграмму Симбирскому губисполкому и губернской ЧК: «Немедленно проверьте строжайше, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить все население. Телеграфируйте исполнение» (В. И. Ленин и ВЧК, 1987. с. 121 — 122). Выполняя распоряжение председателя Совнаркома, Симбирская губЧК провела расследование по жалобе. Было установлено, что национализация женщин в Медянах не вводилась, о чем председатель ЧК телеграфировал 10 марта 1919 года Ленину. Через две недели председатель Симбирского губисполкома Гимов в телеграмме на имя Ленина подтвердил сообщение губчека и дополнительно доложил, что «Кумысников и Байманов проживают в Петрограде, личность Рахимовой в Медянах никому не известна» (там же, с. 122).

С поражением антисоветских сил в Гражданской войне черносотенный миф перекочевал в белоэмигрантскую пропаганду. Встречается использование этой фальшивки в период Коллективизации. Якобы, «теперь колхозники будут спать вместе под одним одеялом».

Фальшивка благополучно утекла и в иностранную прессу, после чего стала стереотипом в антисоветской пропаганде буржуазных стран. После Контрреволюции (Перестройки) данная поделка вернулась в Российскую Федерацию в форме желтухи в дешёвых газетах.

Удивительно, но в победившем потребительском капитализме идея потребительского отношения к девушкам обретает сегодня новую, самостоятельную жизнь.
У автора данной заметки есть знакомые люди, находящиеся среди сторонников потребительского образа жизни, яро поддерживающие обобществление девушек и женщин. При этом эти же люди имеют обыкновение порицать коммунизм за обобществление представительниц прекрасного пола. Замечательным образом монархический агитационный миф стал реальностью в «России, которую мы обрели».
Tags: коммунизм, монархизм, пропаганда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments