ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Две зарисовки из юности «ельциниала»: драки и поцелуи

Эта заметка является иллюстрацией-дополнением к теме книг для детей и подростков, посты по которой можно найти ниже по стене. Да и вообще про культурную продукцию для подростков и молодых людей



Недавно узнал про термин «миллениал» и «зумер» — о двух поколениях молодёжи. Но по меткой твиттерской шутке их гораздо более по-русски будет окрестить «ельциниалами» и «путиниалами». Детство первых пришлось на 1990-е, юность и студенчество — на 2002-2013-е. У вторых детство началось с конца 90-х по конец 2000-х, юность и студенчество приходятся на 2010-е гг.

И вот захотелось мне проиллюстрировать книжную тему двумя важными моментами из собственной «ельциниальской» юности. Потому что одно дело — оперировать статистикой и методиками, а другое дело — опрос свидетелей. Опрос ненадёжен в плане объективности, он даёт ворох субъективных картин, но зато подбавляет красок.

Я люблю приводить очень доходчивые, исчерпывающие примеры. В этом посте речь про две крайности — про драки и... про поцелуи, — два явления, сопровождавших мою учёбу в довольно обычной школе в спальном районе Москвы. Обе крайности следует рассматривать в контексте подборки книжек для воспитания из мальчика мужчины, опубликованной недавно, а также массово-культурной продукции для подростков — как и в чём помогало, к чему приводило. Между этими двумя крайностями находилась учёба, увлечение историей, посещение художественных кружков, гантельная гимнастика и турники, подготовка к поступлению в вуз — словом, сама жизнь.



Зарисовка 1. Драки.

1. Началось всё в детсаду. Я был любознательным и жизнерадостным (ничего не изменилось), но быстро обнаружил, что некоторые дети свой страх превращают в агрессию: обзываются и дерутся. Тогда я переживал, плакал. И чем больше страдал, тем больше били. Рассказывал дома — слушали только мама и бабушка. Посоветовали сказать агрессивным ребятам, что драться плохо и «дать им сдачи», не объяснив — как?
Сказал одному из обидчиков, что драться плохо... Получил поддых, лёжа на полу, подумал, что делаю что-то не так, нужно батю спросить. А батя такой:
— Ой, тебя бьют? А я и не знал. Ну ок, вот так бить прямой в нос, так боковой в челюсть, а так закрываться руками.

Пришёл в сад, снова побили — на этот раз я жалел обидчиков, мол, теперь же знаю как ударить в ответ, а им, наверное, будет больно. Но однажды не выдержал.
В нашей группе было четверо сдружившихся ребят, которые играли в банду («Святые 90-е», ага). Тех, кто не обращался к ним «босс» и «шеф» они воспитывали кулаками. Я отказался преклоняться. Ко мне подошли двое самых чётких. Одному зарядил в нос, второй мне — я ему... и они стали плакать 😅
Вот так я открыл магию волшебного пенделя, но не того, который имеют в виду сегодня.

2. Дальше была начальная школа. В ней было норм, потому что учительница привила нам любознательность, была добродушной тётенькой. Страдания вернулись при переходе в 5-й класс. И вот с этого момента начался тот список из более 10 случаев, произошедших со мной с 11 до 25 лет.

Попав в 5-й класс, мы попали ещё и под пресс старшеклассников. 8-9-классники обирали карманы тех одноклассников, что не хотели быть их «шестёрками».
...Я вышел после болезни. Один из двух самых главных хулиганов нашего класса предложил мне прогуляться с ним в тёмный коридор между кабинетами медсестры и английского. Стенки там были из дсп, деревянные — это важно.
В коридоре одноклассник сдал меня двум 9-классникам, которые попытались снять с моей руки часы — всё, что осталось мне от второй бабушки. Часы хорошие, с золотой каймой... Сдаваться я не стал. Меня попытались прижать к стенке за горло, но я отбился ногами, локтями, коленями. Пару раз меня приложили головой о деревянную стенку, ремешок у часов порвался, но я сжимал их в руке.
Тут выскочила англичанка и разогнала нас.

С почином, средняя школа.

3. 6-й класс. Наше хулиганьё на осенних каникулах посмотрело сериал «Бригада» и организовало новую школьную банду из разных классов. С принципами Саши Белого и ко.
Попал туда и тот одноклассник, который подставил меня в прошлом году. Мы тогда же начали расти, и он в числе первых. Этот факт придал ему уверенности. Как-то раз он напрыгнул на меня сзади (герой) и принялся душить.
Сдаваться я конечно же не стал. И был придушен. Лежал снова на полу и думал, «Как же я ненавижу страдать». Сразу это не помогло, страх был силён. Но потихоньку-полегоньку...

4. 7-й класс. Банда разрасталась, в неё даже пытались попасть некоторые из младших классов. Один такой смельчак как-то решил показать удаль друганам и прыгнул на меня сзади (ещё один герой).
Я страшно не хотел снова быть задушенным, поэтому ударил куда-то назад и попал. Паренёк свалился кулем на землю без признаков жизни.
До меня сразу дошло, что если он сейчас не очнётся, возможно, меня ждёт безрадостное будущее в тюрьме.
Но храбрец встал через несколько минут отключки, друзья увели его под ручки. Рррраунд!

5. 7-й класс.
Март. Тает снег, доигрываем в снежки с друзьями. Один из членов банды, 9-классник, проходил мимо и попытался поучить нас жизни. Я залепил ему с двух рук снежками и бросился бежать, радостно гогоча.
Удар в спину, кубарем лечу на землю, переворачиваюсь на спину и бью ногами в живот, перекидывая этого чувака через себя. Во мне было может 50 кг, а тот парень был выше и тяжелее, но улетел через меня на отлично. Продолжать он не стал — поднялись с землю, обматерили друг друга и разошлись.

6. 8-й класс. Осень.
Школьная банда распалась, из неё осталось двое — и они в нашем классе. Тиранили ребят, один раз один из этих козлов дал пощёчину однокласснице.
Меня до поры не трогали. Но и этому пришёл конец — главный мерзавец и проказник вылил бутылку чернил (как оказалось, исчезающих) мне на спину и получил по роже. За ребят, за одноклассницу, за пару лет мерзостей. Никогда не забуду, как вдруг мне стали жать руку парни из моего класса, из соседних. «Наконец-то кто-то ему вмазал».
Один стал потише, но ведь был второй, что придушил меня и сдал...

7. 8-й класс. Весна.
Мы работали на уроке труда, засыпали гравием дорожки. Работали тройками: один засыпает лопатой, двое тащат носилки.
Подошли наша парочка хулиганов и в тот момент, когда я засыпал гравий в носилки, стали его оттуда вышвыривать, а рядом где-то гуляла моя младшая сестрёнка, садовского возраста. Мама оставила на меня. Сестра стала совочком засыпать гравий обратно, но одноклассник вышвыривал и его, глумясь, мол, работай как твоя сестра.
Я пригрозил ему, что пробью лопатой между глаз. Двое, что были с ним сначала попытались пригрозить, потом унять, но... Мы несколько секунд с ним мерили друг друга ненавидящими взглядами, я перехватил лопату по-удобнее и решил, что на этот раз точно сяду...
И тут он сдал. Ушёл, вопя что-то оскорбительное.

8. 8-й класс, весна.
Где-то через месяц, 8-го мая мы с другом возвращались домой с прогулки. На пути встретили ребят из соседней школы, из тамошней банды. Тут было всё просто: их трое, они старшеклассники, включая одного высокого и самого дерзкого, похожего на кавказца. Нас двое, мы щуплые... Рослый шлёпнул меня по лицу, начав драку, я пробил ему хук так, что голова его развернулась на 180, и бросился бежать. Друг мой следом. Нас загнали в подъезд дома, в лифт.
Там я развернулся и, упёршись спиной в стенку, бил ногами рослого, выкидывая каждый раз из лифта. После нескольких попыток он через закрывающиеся двери лифта обматерил нас, и они ушли. А мы с другом осматривали синяки и радовались, что всё закончилось более-менее удачно.
После этого случая больше в школе нас не трогали.

9. Но зато пришла пора подготовительных курсов и я стал ездить на другой конец Москвы.
Как-то раз в метро рядом со мной сел какой-то высокий мужик. Я читал запоем толстый томик «Истории Генри Эсмонда» (Уильям Теккерей, про изматывающую любовь британского дворянина к психологической вампирше в 18-м веке, на фоне Семилетней войны) и не обратил внимания. Только когда пассажиры вокруг стали постепенно расходиться, полюбопытствовал. А это был нарик, снова кавказского вида. Да не просто нарик, а ОХРЕНЕННО ОГРОМНЫЙ НАРИК. Дылда метра в два, тяжёлый. Во мне килограмм 55-57 было, ростом слегка за 170.
И это тело достаёт нож-бабочку, и в наркотическом угаре начинает резать обивку сидения рядом со мной, абсолютно не реагируя на окружающих.
Схватки не было, нет. Я бы сейчас не писал этот пост.
Просто мне взбрела в голову дурацкая мысль остаться рядом с ним, если эта падла кинется на пассажиров. Ни секунды не сомневался, что подобно Джейсону Борну смогу книгой въехать этому верзиле в шею, в кадык. А он, конечно, сложится и рухнет без сознания.
...Пока я хладнокровно наблюдал за каждым движением наркомана, вокруг никого не осталось, все разошлись.
Тут и меня отпустило, накатил страх. Нарик через моё плечо потянулся к книге, чтобы посмотреть, что я читаю. Вот прям лицо поднёс с бумаге.
А потом сел, убрал нож и уснул.
Я, делая вид, что спокоен, встал и направился к дверям, ожидая удара в спину и оглядываясь, но нет. Миновало.
Это было в 9-м классе.

10. Самая жестокая драка произошла на 2-м курсе института, вновь у школы (иронично!).
После поступления я попал в другой мир — мир искусства. Как-то раз меня попросили зайти в свою бывшую школу, чтобы занести из вуза приглашение на день открытых дверей...
Возле школы была куча мамочек с детьми, уроки закончились. Апрель, снег сошёл, повсюду весенняя грязь.
Возле школьного крыльца играли в сокс (мягкий мячик из носка, набитый гречкой или рисом, с которым можно делать всякие футбольные трюки) трое парней на один класс младше, теперь уже первокурсники. Я проходил мимо с наушниками от плеера в ушах...
Один из игроков, крепыш моего роста, послал мимо меня носок, набитый крупой. Сквозь музыку до меня донеслось «Слыш, принеси». Я ответил: «Сам принеси» и пошёл дальше.
Чел схватил меня за куртку и прописал внезапно шикарную серию в голову. Дома я насчитал 5 кровоподтёков... В левую скулу, в нос слева, справа, за левым ухом по затылку, за правым ухом. Я потерял зрение и слух на миг — всё побелело. Очнулся всё же на ногах — а нападающий несётся на меня.
Встретил его двоечкой в лицо. Всё, как в замедленной съёмке. Собственные удары казались неуклюжими. Но ему хватило пары двоек, он схватил меня за пояс и стал толкать, чтобы свалить. А я его схватил за голову и сразу не упал.
Повалились в лужу с грязью. Он попытался запихать меня лицом в жижу, я перевернулся на спину, прижал его голову к животу и стал душить, набивая по затылку. Он вырывался, сил у меня не было, голова кружилась. Решил двинуть ему коленом, но он опередил, сам ударил ещё раз меня в скулу и отпрыгнул. Я задним кувырком по инерции встал на ноги и спросил: «Чо те надо?».
Угадайте, что ответил этот «внезапный» мудак?)
— Ты — Автор Батькович Блогер?
— Я.
— Ты Наташе N (имя изменено) про меня полгода (ору до сих пор!) назад ничего не говорил?
— Нет, мы с ней хорошие друзья...
— Ладно, вали.

Я отошёл и обнаружил пропажу наушников. Вернулся к луже и под напряжённым взглядом троицы храбрецов вынул из неё пропажу
Пришёл домой, снял одежду, что была вся в грязище, принял душ, обмазался «Троксевазином» и полез в ВК на страничку ревнивца. Там я нашёл аватарку с фоткой «Бабы козлы» и статус «в активном поиске».
Просмотрев историю за полгода у Наташи, я понял, что она бросила этого слегка взрывного парня.
Как раз полгода назад из-за его патологической ревности.

11. Армия.
Приехали в часть после учебки трое курсантов. Почти сразу у нашего деспотичного начальника получили прозвища: Амёба (худой сослуживец-флегматик), Качок (чемпион одной из областей по армрестлингу и бодибилдер) и Москва (я).
Качок оказался любителем сериала «Бригада», а это значит, что мы вскоре столкнулись. Предметом спора было лидерство в нашем крошечном подразделении — я был лучше, как связист, а он сильнее физически.
Дрались мы много и со вкусом. Почти каждый день. По большей части шутливо. Но однажды Качку снесло крышу.

Сидели, пили чай после обеда, когда начальства не было. Качок начал бычить, мол, кто главнее. Встал, отстегнул ремень и сунул мне под нос со словами «Бляху целуй, душара!».
У меня в одной руке телефон, в другой кружка с чаем. Ставлю кружку и пробиваю ему свободной рукой в живот, а у него типа пресс. Качок хватает меня и рывком валит на пол, ставит колено на грудь и говорит, мол, «поломаю, если не сдашься». Я ответил, что сдаюсь. Он отпустил. Я сложил телефон и кружку подальше и влупил ему с ноги, после чего Качок бросился на меня.
Страдать я не собирался. Поэтому локтем пробил ему прямо в глаз — так удачно вышло. Качок забыл про меня и занялся глазом.
Чуть погодя, мне удалось его убедить, что драться между собой всерьёз бессмысленно и надо держаться вместе.
Скоро это пригодилось.

12. Потому что была проблемка с ещё одним дембелем из подразделения, к которому мы были приписаны.
Паренёк с уголовными замашками, со Ставрополья, из казацко-воровского края. Этот пытался загибать под себя молодое пополнение. На нас, полугодичников это не распространялось... Однако он попытался.
Дело кончилось тем, что мы сцепились как-то раз перед вечерней поверкой. Ему прилетело берцем в живот от меня. Я уж обрадовался, но меня повалили на пол сразу трое. Подняли, вроде как разняли — держали за руки и за шею. Тут этот дембелёк подскочил и героически разбил мне нос.
Пошла кровь, народ сразу переменился в лице, потому что кровь = прокуратура и заключение в дисциплинарный батальон на срок в несколько месяцев тому, кто сделал.
Остановил кровотечение в умывальнике. После поверки всё было нормально, никто меня не трогал... А на следующий день пятна на кителе разглядели уже наши дембеля-связисты. После чего Качок предложил выцепить моего обидчика. Чем старшаки и занялись.
Обидчик вечером отозвал в сторонку поговорить и предложил не ссориться. До своего дембеля он называл меня «братом», был вежлив и тактичен.

13. Пару лет, как демобилизовался. Шёл с тогдашней девушкой по её району Москвы. Возле её подъезда стояла тётка с ОГРОМНОЙ овчаркой и беседовала с парой мужиков.
Когда мы проходили мимо, то псина залаяла и стала кидаться, срывая поводок. Нет, на этот раз схватки не было. Просто пёс, когда мы уже прошли, молча кинулся мне на спину (ещё один герой). Я не спускал с него глаз, развернулся и сжался, выставив руку и заорал на него что есть сил. Пёс опешил и присел на лапы.
Хозяйка одёрнула его. Девушка вздрогнула и только смогла сказать: «Ой».
А я запомнил, насколько же медленно и неуклюже выдёргивается из кармана запутавшийся в нём нож. Хорошо, что пронесло.
______________________________
Так к чему я расписывал все эти истории?
К тому, что несмотря на пережитое я не стал человеконенавистником и не сломался. Почему так вышло?

Во-первых, я всегда старался дать ответ на вызов и, как это пафосно ни звучит, никогда не сдавался. Веселее драться, чем быть сломленным и жалким.

Во-вторых, я познакомился с достаточным количеством отборных негодяев, чтобы понять разницу между ними и большинством людей. Большинство людей действительно хорошие или во всяком случае неплохие.
Настоящих подлецов мало, также как и бешеных собак

В-третьих, я читал правильные книжки. Стыдно восхищаться подвигами Ильи Муромца, Д`Артаньяна или Володи Дубинина, будучи беззубым овощем. И как раз из книжек я черпал вдохновение, которым окружающая действительность не блистала.

Такая вот зарисовка вышла про счастливое ельцинско-путинское детство и юность в стране бандитского капитализма.


Зарисовка 2. Поцелуи.

Я бы не стал публиковать эту информацию, так как она очень личная... Но решимости добавила одна важная деталь, которую я укажу в конце.

Наткнулся в Твиттере на очередную анкету-опрос, позволяющую поучаствовать в интерактиве. Анкета на тему романтических проявлений включала интересный вопрос: «Сколько лиц противоположного пола вы поцеловали на данный момент?». Контекст вопроса подразумевал поцелуи в губы, но я вспомнил, что в школе и вузе у нас считалось нормой целоваться в щёчку при приветствии своих — подружек по тусовке, одногруппниц, одноклассниц, девушек на свиданиях.

Тогда я решил напрячь память и попытаться вспомнить всех девушек, которых мне удалось перецеловать с 14 лет, когда нас захватила эта инициатива от старшеклассников.

Получилась немаленькая цифра — 64 девушки мне удалось вспомнить, из них 50 я помню по именам, фамилиям и внешности, 11 только по внешности и именам, только 3 помню по внешности и обстоятельствам, когда это произошло. А ведь я считал себя вполне «средним парнем», меня не выделяли, потому что у меня не было мопеда/мотоцикла/возможности сгонять на каникулах в Милан/Барселону/или хотя бы в Питер. Короче, я из бедной семьи и частенько слышал в свой адрес от добрых сверстников «нищеброд», «лузер» и так далее.

То есть я хочу сказать, что у популярных сверстников и сверстниц дела с поцелуями обстояли ещё интенсивнее, но и не самые «успешные» могли бы похвастать не менее, чем 10-15 случаями приветствий с чмоком в щёчку. Короче, обычай такой был — факт.

А целоваться мы начали, глядя на старшеклассников, где-то в 2004-2005 годах, и в течение средней школы не раз видели обнимающиеся по углам парочки, объятия при встрече и тому сопутствующие приятности.
______________________________
Так вот, почему я решил рассказать эту интимную подробность из жизни подростков 2000-х?

Во-первых, потому что поделившись с мамой воспоминаниями, я неожиданно получил очень возможный источник этой моды — французский сериал «Элен и ребята» (1992-1994), появившийся на российском ТВ в 1994-м и повторно показанный в 1997 году. Мама отмечает, что именно там герои при приветствии друг друга целовали друг друга в щёку и это считалось страшно возмутительным примером растления детей. Примерно в то же время на родительских собраниях в школе учителя отмечали и передавали родителям «новые развратные веяния», захватившие нашу школу. До нас докатилось по инерции :-)

Во-вторых, потому что поделился воспоминаниями с большой группой знакомых, кому меньше 25 лет. И те заметили, что у них уже не целовались, наоборот, «с неприязнью смотрели на старшеклассников», «старались избежать этой антисанитарии».

В общем, появилось у меня такое мнение, что наш фиксированный по времени «поцелуйный обряд» 2004-2013-го был результатом воздействия массовой культуры из ящика. Точно также, как сериал «Бригада» и фильм «Бумер» породили в нашей школе очередную волну создания банд и криминальной романтики, рэп-культура конца 2000-х способствовала появлению двух группировок, «косплеивших» негритянские банды «Бладс» и «Крипс».

К чему я это всё, опять же? К тому, что советское и русское культурное наследие помогло пережить драки, закалить характер и сохранить доброе отношение к людям... Но вот никакого актуального кино, сериалов и других культурных продуктов для подростковой аудитории на тему любви СССР нам не оставил. Или я ничего про него не знаю...

Вряд ли можно назвать хорошим фильм «Гостья из будущего» с точки зрения «ельциниала» и «путиниала» — это беззубое кино, врущее про то, что всё будет хорошо, снятое во времена предразвальные.
Вряд ли можно назвать актуальным фильм «Курьер», потому что это как раз про наших старших братьев — поколение бандитов.
Перестройка вылила ушат дерьма в виде «Интердевочки» и сопутствующего шлака.
Про кино 90-х говорить не приходится. Кроме фильма «Брат 1 и 2», но, будем честными, Данила Багров из хорошего парня превратился в душегуба.

Нет ни одного актуального художественного примера парней и девчонок, которые остались людьми, находясь в социальном аду. Вот поэтому так популярны импортные культурные продукты. На «ельциниалов» воздействовали «Элен и ребята», «Титаник», «Красотки», «Клиника»... На нынешних «путиниалов» прекрасно работает лесбийская «Жизнь Адель» и дружелюбный к ЛГБТ «Секспросвет» (сериал Sex Education).

Хотя нет, есть один единственный сериал, крайне популярный что у «ельциниалов», что у «путиниалов» — «Сверхъестественное». История двух братье-охотников на призраков и всякую нечисть из современных США, с постапокалиптическим налётом. Главная причина успеха — семейная атмосфера, братское товарищество и любовь между главными героями Сэмом и Дином Винчестерами, которые демонстрируют образцы настоящего классического мужества, героизма и самопожертвования. Сериал, судя по всему, рассчитан на белых американцев-консерваторов, но в России удивительным образом нашёл поклонников среди молодёжи всех возможных взглядов. Потому что почти нигде в кино более нет примеров настоящих семейных, тёплых взаимоотношений и взаимовыручки + открытой подачи перед зрителем актуальных проблем, а не их замазывания.

Хоть тут американцы нам помогли, хотя сами об этом не подозревали.

Ну, а стоящего российского творчества на тему настоящей семьи, чистой, незамаранной любви, товарищества и взаимовыручки, преодоления жизненных невзгод нет.

Поэтому сквозь этот хаос каждый продирается как может. Поэтому в том числе по результатам соц.опроса АКСИО про настроение населения после пенсионной реформы молодёжь послала государство на три буквы, и вместе с тем велика доля тех, кто скован страхом и не умеет бороться — потому что не знал примеров борьбы. Но даже если знает, как бороться, то не знает за что, т.к. любовь, братство, трудовая самореализация и признание пока что скрыты под слоем буржуазного навоза проституированных отношений, паразитизма и предательства ради наживы — наследия наших отцов-основателей «новой» России.


Tags: Общество, молодежь, образование, социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments