ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Художественный разбор одного белогвардейского рисунка из паблика «Белое дело»

Лента ВК в разделе «рекомендации» вынесла мне вчера вечером вот это, из паблика «Белое дело»:

Автор рисунка: Дмитрий Альшаев


Я поперхнулся от смеха. Художник очевидно хотел сделать пафосный рисунок, где русский витязь передаёт меч (оружие победы) в руки достойного продолжателя традиции — белого офицера-каппелевца. Вот только сел в лужу с этой затеей :D

Во-первых, когда ты рисуешь символическую картину, то историческое отображение униформы переходит на уровень обсуждения символов и значения цветов. Чёрный в русском народном костюме (в большинстве губерний, кроме Воронежской) символизирует дряхлость, уход из общества, близость смерти. Символы черепа и костей отражают принадлежность к нечистой силе (картины Билибина на русские сказки, образы жилищ нечисти из русских сказок).


Билибин, «Чёрный всадник»


Билибин, «Алёнушка у Бабы Яги»


Выбор именно этих цветов и символов в униформе белогвардейцев вполне отражает их замогильный консерватизм и сформированную в эмиграции культуру смерти (Россия избранных по праву рождения умерла).
Вот и получается, что если вам, зритель, в глаза не попала капелька монархизма, то выглядит этот рисунок так: русский витязь капитулирует перед оборотнем, чёртом-перевёртышем, прикрывающимся лозунгом «с нами бог» (акцентировать на этом витязю было не нужно), отдавая в его руки оружие победителя. Печальное, но очень символичное зрелище.


Во-вторых... Почему, собственно, в этом рисунке ассоциация со сдачей, с капитуляцией?)
Потому что автор рисунка практически позаимствовал композиционное решение у испанского художника Веласкеса, с картины «Сдача Бреды».



Что изображено у Веласкеса? Момент символической передачи ключей от голландского города-крепости Бреда главнокомандующему испанской армии, которая эту крепость взяла в период испано-голландских войн. Существует даже символический анализ этой картины: видите лес пик справа, над испанским войском? Он означает высочайшую организацию и целеустремлённость испанцев. Но Веласкес был джентльменом и достойно отобразил сдающихся голландцев — они стоят нестройной толпой, оружие разного вида, заметно, что это ополчение... но при этом из них выделили нескольких бойцов для детальной прорисовки, чтобы показать их человеческое мужество.

И всё же у Веласкеса изображена капитуляция. Современный автор позаимствовал композиционное решение, перетащив заодно и пораженческое содержание.


Поступили возражения с правого фланга

Монархисты, конечно, стали возражать, что череп и кости — это христианский символ головы Адама, что флаг с черепом и костями принадлежит в российской воинской традиции казачьему атаману времён Кавказской войны Якову Бакланову. И что чёрный в униформе каппелевцев есть «траур по России».

Отлично.
Начнём с трактовки чёрного. Монархисты понимали и до сих пор понимают историю России, как историю дворянского сословия и духовенства, то есть элитарную историю. Траур здесь действительно уместен, потому что это траур по привилегиям и возвышенному положению в обществе. Что вполне подкрепляется дневниками и воспоминаниями различных деятелей белого движения, того же Будберга, который свидетельствует о желании «перевешать как можно больше серых шинелей (солдат)» и о ностальгии по дореволюционному благосостоянию.

Теперь про флаг Бакланова.

Вот он:


А вот флаги известных пиратов)


Являлся ли такой символ нормой в линейке флагов российской императорской армии? Нет, не является:

Кавалерийский штандарт (якобы 1870-е). Беру для сравнения кавалерийские, т.к. Бакланов был казак, а их уместно всё же сравнивать с кавалерийскими частями.


Вот ещё кавалерийский флаг. Образец шитья одной стороны Георгиевского кавалерийского штандарта (1879). Тут, кстати, «имперка» а-ля Германия, потому что царствует Александр II, при нём чёрно-жёлто-белая гамма была в моде. Триколор вернулся позже.


И ещё. Штандарт юбилейный Лейб-гвардии Конного полка. 1832 г. Лента 1838 г.


С полной коллекцией флагов вы можете ознакомиться по ссылке, они очень и очень красивые.

Но вернёмся к Баклановскому флагу. Как видите, нормой он не являлся, «традицией» его назвать нельзя. Совсем.

Как описывается появление флага в баклановском отряде? Хотя бы в Википедии?

> Однажды в полк на имя Бакланова пришла посылка. В ней оказался большой кусок чёрной ткани, на котором был изображён череп с перекрещенными костями и круговой надписью из «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Яков Петрович закрепил ткань на древке, превратив её в личное знамя.

Даже у бывалых казаков этот значок вызывал тягостное чувство, горцы же испытывали от баклановского символа суеверный ужас. Один из очевидцев писал: «Где бы неприятель ни узрел это страшное знамя, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, — там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути».


То есть, как видите, неизвестный прислал это знамя Бакланову. Эффект психологического давления на противников был велик — наверное, с этой целью какой-нибудь петербургский меценат-патриот, прочитавший про карибских пиратов, и отправил в посылке флаг казачьему атаману.

Вот только наличие цитаты из Константинопольского Символа веры не делает этот флаг менее агрессивным. Он соответствует периоду колонизаторских войн в Африке и Азии. И возникает вопрос: а чем Яков Бакланов с этим флагом лучше, чем, скажем, знаменитый английский офицер Робли с его коллекцией голов маори?



Что же до применения белогвардейцами-каппелевцами черепа и костей на шевроне, то они здесь оригиналами не были. Кроме них череп с костями применяли анархисты Махно. Только те не пытались дополнить намерение запугать противника духовными отсылками.




Что имеем в итоге? Очередной пример натянутой, выдуманной псевдорусской традиции, которая является лишь cover-версией колонизаторских замашек западно-европейских друзей российского дворянства конца 19 — начала 20-го века.

* примечание про женский костюм Воронежской губернии. Один из немногих примеров использования чёрного не в верхней одежде (как делали в Туле) и не в качестве декоративного элемента (Орёл), а в одном из основных предметов костюма.



Tags: искусство, история, культура, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments