ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Category:

Из первых рук (++): служба в танковом подразделении, 212-й ОУЦ/Осетия (2008-2009)



Рад представить читателям долгожданный (на протяжении всех 4,5-5 месяцев работы) материал про службу в танковом подразделении! Рассказчик по прозвищу Себастьян Перейро прошёл подготовку на механика-водителя Т-72Б в 212-м окружном учебном центре (ОУЦ) в Читинской области, а затем служил в Осетии.

В этом материале вы найдёте сравнительный отзыв на Т-72Б и Т-80 с точки зрения мехвода, несколько сочных историй с учений и возможно более полное представление о жизни танкового экипажа образца 2008-2009 годов, до реформы. Лично я убедился в том, что у танкистов действительно интересная служба, если, конечно, повезло попасть в действующий экипаж — о чём тоже упомянул рассказчик, — потому что везло тогда не всем, кое-кто пропадал в нарядах и на рабочках.


Личный блок

1. Как вас можно представить?

— Себастьян Перейро (торговец чёрным деревом).

2. В каком возрасте вы поступили на службу? Какое на тот момент у вас было образование? Укажите год и номер вашего призыва, например, «осень 2013».

— На службу попал в 19 лет, образование — 1 год вышки, неоконченное высшее; призыв «1(весна)-2008».

3. Какова была ваша мотивация? Деловая — военный билет мог пригодиться для работы на гражданке? Идеалистическая — родня/друзья прошли службу, вы из семьи военнослужащих, личный интерес к службе, в том числе по патриотическим убеждениям?

— Мотивация: с детства тянуло к оружию и технике.

«Для мужчины это отдельная песня, оружие, вот это да, это конечно завораживает, если это хорошее оружие, оно вызывает не просто уважение, оно вызывает восторг...»

4. Во скольких воинских частях вы проходили службу — учебка, воинская часть? Где территориально довелось служить?

— 3 воинские части: учебка под Читой (212-й ОУЦ), далее Осетия и 102-я военная база в Армении.

5. До какого воинского звания вы дослужились к концу срочной службы? Были ли какие-то отличия в виде знаков классности, благодарностей и грамот, спортивный разряд, полученный за армейский период?

— Младший сержант. Знаки классности и тому подобные штуки на тот момент видел только в учебке, также как и знаки вроде знака «Гвардия».

Боевая подготовка

1. Какая у вас воинская учётная специальность, какую роль пришлось выполнять по факту? Может, несколько ролей сверх штатного расписания?

— Механик-водитель танка Т-72, хотя по факту гонял и на Т-80. Затем числился старшим механиком-водителем роты, а под конец, когда начался перевод армии на бригадную структуру, то нас затронуло переформирование. Так что перевели меня и стал я стрелком-помощником гранатомётчика.

1.2. Должность в экипаже танка как-то выделяла вас перед остальными членами экипажа или нет?


— Работа выглядела просто: ты ведёшь танк, сидя на месте мехвода, слушаешь в шлемофоне команды от командира экипажа, выполняешь короткую остановку, если наводчику требуется сделать выстрел... В общем, чётко выполняешь приказанное.

По факту же я поработал и мехводом, и на командирском месте посидел, из НСВТ (башенная зенитная установка) пострелял — всё это по причине постоянных перемен в укомплектовании танковых экипажей. Хрен пойми как это делалось, так что и командир танка мог на месте мехвода поездить, и я за командира. Из пушки я разве что не стрелял с места наводчика. В учебке, понятно, учили только по одной специальности.

Задачи мехвода — это поддержание танка в боеготовности, своевременная замена аккумулятора, разбираться в сортах горюче-смазочных материалов и так далее. В учебке мы постоянно этим занимались, регулярно пропитанные солярой и всякой прочей грязью, потому что когда масло сливаешь, под днищем танка вкручиваешь сливной штуцер, до характерного появления масляной лужи под собой.

Никакого выделения себя не допускалось. Все одного призыва в нашем подразделении, тем более, в экипаже. Попытаешься вознестись — тебя быстро приземлят, по правилам коллектива. После перевода на Кавказ мы попали в часть, где бойцы были всего лишь на полгода старше нас по сроку, поэтому их не воспринимали всерьёз «дедами», в отличии от учебки.

Что до работы на танке, то мы обычно толпой мехводов собирались и на всех машинах сообща решали вопросы: замена аккумов, заправка. Командиры и наводчики участвовали очень редко, единицы, что разбирались в нашей работе. А так они занимались получением и погрузкой боекомплекта. Затем садишься в танк на своё место, проверяешь приборы у себя, а наводчик и командир проверяют прицельные приспособления и всё, что касается их работы по ВУС.

А стрелком-помощником гранатомётчика меня поставили под конец, потому что в учебке ещё я стоял в боевом расчёте подразделения антитеррора. И где-то за месяц с небольшим до дембеля нас командой высвободившихся после переформирования бойцов перекинули в горнострелковое подразделение, стоявшее тогда на 102-й базе в Армении. Мы часть этого месяца пожили в палаточном городке, на последней неделе перед дембелем нам устроили стрельбы — и я поехал домой.


2. Как вы оцениваете качество обучения по вашей воинской учётной специальности (ВУС)? Доводилось ли принимать участие в учениях и полевых выходах? Была ли боевая стрельба у вашего танкового подразделения? Опишите, пожалуйста, ваш типичный полевой выход.


— В учебке стрельбы проводились из вкладного ствола. В танковую пушку вкладывается ствол калибром 14,5 мм, патроны от пулемёта КПВТ, и вот таким способом стреляли, берегли снаряды и ресурс износа ствола.

Стрельба из вкладного ствола


У мехводов же вождения танка хватало с избытком. Днём. Ночью. Через водную преграду, в том числе с подготовкой танка, когда ставишь трубы воздушного снабжения, промазываешь люки от попадания воды и закрываешься. Так что в учебке с подготовкой мехводов проблем не было.

В Осетии полевых выходов со стрельбами танкового взвода проводилось достаточно много. 3 машины наступают линией, ведут огонь по появляющимся целям. Мехводы учились маневрированию на поле боя — тоже неплохо, проблем не возникало.

Если оценивать качество обучения, то нормально, последовательно. В учебке вождение всех видов у мехвода, а в войсках уже управление во время стрельбы. Командир перед выстрелом давал команду о короткой остановке, ты сбрасываешь скорость, притормаживаешь буквально секунд на 5 и прибавляешь вновь. Многие тонкости изучить можно было только на месте, на конкретной машине. Танки-то старенькие, некоторые изношены, поэтому часто у меня машина глохла после выстрела — скорость надо переводить на 3-ю или 4-ю, иначе встанешь. И заводить сжатым воздухом учились. Приходилось также «прикуривать» с перемычки из-за того, что стартер в никаком состоянии, то есть перекидываешь один конец на аккумулятор и от него заводишься.

2.2. Расскажите о вашем танке. Это Т-72, Т-80? Какая модификация, с какими трудностями в эксплуатации вы сталкивались, а что в машине вам понравилось? Особенно интересны вопросы качества радиосвязи, отзыв о двигателе, удобстве рабочего места, отзыв о прицеле — чтобы читатели понимали, потому что сейчас в войска поступает много модернизированной техники, тот же Т-72Б3, где много новинок — можно позабыть, с чего всё начиналось.

— Т-72Б.

Что касается радиосвязи, то проблем вроде как не возникало, хотя в детали я не вникал.

Внутренняя связь в танке... Разве что командира плохо слышал, может, из-за того, что у него ларингофон плохо закреплён был и отходил, а может по какой-то другой технической проблеме. Наводчика слышал прекрасно, а командира нет. Других проблем не возникало, хотя мы обычно заранее на танкодроме договаривались о порядке действий.

На Т-72Б тех лет хреново то, что отопления не установлено ни черта. Поэтому зимой в горах мёрзли. Делали «рукав» брезентовый, чтобы тёплый воздух от двигателя заводить прямо в открытый люк мехвода. Но только до момента стрельбы, так как наводчик не сможет стрелять, если люк мехвода открыт. Погрелся чутка и дальше мёрзнешь.

Прицел? У тебя есть стандартный окуляр, в который видишь свой прицел. И ведёшь огонь, «классическая классика». У мехвода, кстати, с обзором хуже. Мне так вообще — я высокого рота, согнулся чёрт знает как, а дорогу видно в 3 стекла от триплекса, на которые и грязью может плеснуть. Ты, конечно, воздухом для продувки можешь воспользоваться, но ощущения не из приятных, обзор так себе.

Теперь про отличие танков Т-72 и Т-80. На полосе для вождения мехводов есть такое препятствие, называется «горка», где такой пик, на который нужно забраться. На 72-й залезаешь и в верхней точке орудуешь на переключение скоростей срочно, а иначе встанешь. А ещё хуже — слетишь назад. 80-ка в этом плане прёт и ей всё похрен — одолевает «горку», как иномарка.

Движок у Т-72Б называется В-84 мощностью 840 л.с., 12-цилиндровый дизель, коробка 7-ступенчатая, а у Т-80У движок имеет мощность 1250 л.с., коробка 4-ступенчатая. В принципе вроде и неплохой движок для 72-ки, едешь себе и едешь, кроме вот таких подъёмов в гору, когда будто бы не хватает мощности. Однако у Т-80 ты прямо чувствуешь, насколько двигатель мощнее, ровнее тянет и запуск ещё проще: дал газ, кнопочку нажал, усё.

Говорят, что у 80-ки топлива много жрёт — 460 литров на трассе? Ну, так и у 72-ки тоже немало, особенно когда «Завесу» включишь — по грунтовой дороге до 450 литров на 100 км, по твёрдому покрытию 240-260. Про нехватку топлива... Кхм, ну попробуйте его вообще хоть раз выработать до нуля и посмотрите на сколько часов его хватит. Предостаточно, я так скажу.

Так что Т-80 мне понравился больше, но многое зависит от экипажа. Как говорится, «в умелых руках и х%% — балалайка», ха-ха!

______________________________
Место мехвода в Т-72


Место наводчика орудия


Место командира танка


Бронебойно-подкалиберный снаряд в разрезе

______________________________

3. Проводились ли за время службы стрельбы из стрелкового оружия? Как вы оцениваете качество обучения стрелковой подготовке — приводилось ли ваше оружие к нормальному бою, тренировались ли вы в упражнениях на прицеливание с командирским ящиком, как часто стреляли и сколько выдавалось патронов на обычную стрельбу?

— Стрельбы проводились, по принципу «вот тебе ящик патронов, фигачь!». Обучения правилам прицеливания не проводилось. Я стрелял лучше других потому, что, видимо, один знал, что у АК можно пользоваться прицельной планкой на разные дистанции: «П» (постоянный, равен установке на 300 метров), 100 метров, 200 и так далее, до 1000. Чем я и пользовался. К тому же никто не догадывался, что ведения огня следует корректировать. Видишь, что пули уходят в сторону, допустим, влево от мишени? Ну возьми чуть правее — и уложишь в мишень! Нееее, так остальные и били, как ложилось изначально. И нам не рассказывали, и не показывали, как пользоваться целиком, не говоря об остальных тонкостях, вроде таблицы превышения траектории полёта пули на разных дистанциях и в разных условиях. Да кому это надо было? Никому.

4. Запомнились ли вам какие-то эпизоды из службы, связанные с боевой подготовкой?

— Запомнились довольно интересные учения для танкистов, по пехотному образцу, что проводились в учебке. Сразу несколько подразделений, чтобы не соврать, может даже до полка, выходило на полигон и отрабатывали разные вводные на занятиях по тактике. Пускают ракету — мы облачаемся в ОЗК, преодолеваем «заражённый участок местности», потом перемещение по полю боя, переползания под колючей проволокой, преодоление заграждений разных. Всё это время тащим на себе муляжи противотанковых мин, которыми затем «минируем» участок местности. Дальше отступаем к окопам, где проходим известную обкатку танком, которому надо сзади кинуть дымовую шашку, как будто гранату кинул.

На одном из таких занятий мы брали высоту, на которой расположился пулемётчик. Это один из наших «дедов», офицер и несколько ещё старослужащих. Один пулемёт и несколько автоматов, сидят замаскировавшись, отстреливаются и кидают имитационные заряды, похожие на петарды — за место гранат. И дымовые шашки тоже. Мы неразорвавшиеся подбирали и кидали им в ответ. Я в первой группе оказался, кто раньше остальных залез на самую высотку. Смотрим: несколько кустов. Ломанулись в те, что показались пригодными для засады, а группа условного противника в соседних лежала. Поэтому «дедушка» вскочил и как в кино очередью от бедра нас обдал. Там же насадка для холостой стрельбы. В общем, я почувствовал прошедшуюся по груди волну горячего воздуха. «Дед» счастливый такой: «Ты убит!», — кричит. Хорошо, что это всего лишь занятие было, потому что в реальности меня бы действительно убило. Вот что бывает, если проглядишь засаду.

______________________________
Комментарий: описанное и является той самой общевойсковой, базовой тактической подготовкой, чтобы подразделение элементарно могло само себя защитить.

За весь цикл интервью описание подобных учений, не входящих в прямые обязанности военнослужащего, можно найти ещё у связиста-ЗАСовца из РВСН (2006-2008). Ещё намёк есть у командира орудия САУ/миномётчика из 60-й омсбр (2014-2015) и у контрактника-ПВОшника из 6-й танковой бригады (2012-2013).
______________________________

Второй случай. Дело было зимой, уже в дивизии. Собрались у нас проводить очередные танковые стрельбы, а на них внезапно соизволил приехать тогдашний министр обороны Сердюков, консул Армении и ещё всякие политики. Возле полигона у нас размещалась господствующая высота с хорошим обзором, где по приказу требовалось срочно построить палаточный городок для всех этих чинуш. А снегу навалило — страсть! Наша рабочая команда выдвинулась на нескольких «Уралах», которые застревали через каждые 50 метров, а мы их толкали и выкапывали сапёрными лопатками. Почему сапёрными? Да хрен его знает, лопат для снега в наличии не имелось, хотя могли бы привезти из части. Вот так всю ночь копали и толкали, копали и толкали, чтобы дорогие гости приехали и хорошенько затусили.

А во время стрельб поднялась метель, и им там с горы нас не было видно, ха-ха!

По особому случаю изменили условия стрельб, кстати. Обычно мы валим цели из пушек и сразу добиваем «пехоту» из пулемётов, а тут решили в два приёма провести: линией машин выдвигаемся вперёд, стреляем из пушек, уходим на второй круг, возвращаемся и мочим из пулемётов. Мой танк по центру едет, а дурачок справа тупанул — сначала при возвращении на исходную шёл впереди меня, но каким-то образом (я так и не понял — каким) оказался на моей дорожке сзади меня. Пристроился. Я какие-то визги слышал в рации, на нас матерились с вышки, потому что картинку испортили, но рация работает хреново — ничего не слышно! А гостям с горы не видно, ахаха! Короче приехали к рубежу стрельбы в порядке «уступом вправо» и положили «пехоту» из пулемётов, но нагоняй выхватили конкретный за срыв красивого показательного выступления. Хорошо, что «Майор Вьюга» встал за нас и ругали только свои офицеры, ха-ха!

5. Изучались ли хотя бы в общих чертах виды техники вероятного противника — виды ОБТ, вроде М1А2 Абрамс, Леопард-2, Леклерк, Челленджер, БМП Брэдли и так далее?

— Нет, подобных занятий и инструктажей в принципе не проводилось в части, технику вероятного противника не изучали, наплевать было всем. В учебке один капитан увлекался боевой техникой, поэтому немного рассказал про необычные танки, тот же шведский Strv.103, у которого башни нет, или китайский Тип-85, но просто как ликбез, без подробностей.

Шведский танк Strv.103


Китайский танк Тип-85


Вообще, мы получили базу, но недополучили массы конкретных нужных вещей. Вот мы ездили на стрельбах в линию — так ведь сожгут в бою, если только артиллерийской поддержки нет, а во всяких конфликтах вроде Сирии и Донбасса её чаще всего нет. Или загнать танк в окоп и долго из него стрелять — из миномётов накроют его позицию 33 раза, вычислят быстро, менять нужно. Мы преодолевали водные преграды, объезжали противотанковые ежи, но не занимались простой, в общем-то, вещью, как танковая засада или действиями в городском бою, использованием укрытий. Несколько лет спустя после моей службы оказалось, что основной противник в той же Сирии — это бородачи с РПГ и ПТУРами, а в таком случае требуется взаимодействие с наблюдателем от пехоты, который нашёл цель, показал её командиру танка. Экипаж отогнал машину за дом, заранее подсчитал куда надо пушку довернуть — выскочил, втащил и обратно сразу, да подальше, от того же миномётного удара. Манёвренных действий, короче, не хватало, и практических задачек на основе реального боевого опыта.





Физическая подготовка

1. Занимались ли вы спортом до армии? Имелись ли спортивные разряды? Готовились ли физически к срочной службе, как именно?

— До армии занимался боксом, кикбоксингом, стрельбой и немного парашютным спортом. Да только всё это мало пригодилось при отборе в военкомате. У них просто был жёсткий недобор в Читинскую область (212-й ОУЦ в Песчанке), в Железногорск Красноярского края и на остров Итуруп из Курильского архипелага — хреновые части с большим количеством суицидников, драк и всего такого.

А так. Подтягиваться нужно уметь. Иначе из-за тех слабаков, что и раза не могут подтянуться, взвод висит на турнике и качается. Их за это бить будут в казарме потом, поэтому лучше, блин, научиться заранее, подготовиться. Ну, и вообще у нас многие вопросы решались через физический отбор: рота в упоре лёжа отжимается под счёт, пока самые слабые не сдадутся и не пойдут на уборку.

Если же про известную мысль, что рукопашка помогает в армии, то... Не знаю. Я старался если схватываться с кем-то, то на удушающий брать, без синяков, и только из своего призыва. Потому что если сержанту втащить, то в те дни мигом уезжали пацаны в дисбат.

2. Каким образом проходили занятия по физподготовке? На какие нормативы вас готовили — подтягивания, бег 100 м, 1 км и так далее?

— Ежедневно выходили на зарядку, которая представляла из себя кросс до момента, пока не скажут «хватит» и после этого заход на спортгородок, к брусьям и турникам. По расписанию занимались примерно также. 100-метровку и тому подобные штуки сдавали на проверке.

Под конец учебки сдавали экзамен по ФП. На котором выделили всех сильных в каком-нибудь движении — они и сдавали. Я подтягивался за нескольких человек, кто-то бегал челнок 10 по 10 и так далее. А потом кросс 3 км для всех.

3. Входили ли в систему физ.подготовки специальные упражнения, например, имитирующие перенос ящиков со снарядами? Входила ли в программу физической или тактической подготовки полоса препятствий? Изучались ли приёмы рукопашного боя без оружия, удары автоматом (штыком, магазином, прикладом)?

— Имитировать ничего было ненужно, поскольку таскали ящики вживую: патроны для ПКТ, гранаты, снаряды, матбазу всякую, работали на разгрузке-погрузке боеприпасов.

Кстати, поделюсь, почему (возможно) взрываются периодически склады Ракетно-Артиллерийского Вооружения (РАВ). Потому что мы, например, перетаскивали снаряды до последнего издыхания, когда сил уже нет, а отдыха не дают. И начинаешь грубо на землю кидать уже ящики, от натуги становится наплевать, что дальше будет.

Полоса препятствий входила в программу ФП, но нам не рассказывали и не показывали наиболее рациональных, правильных способов преодоления препятствий. Однако на время гоняли. Отсюда высокая опасность где-нибудь навернуться, хотя полоса конкретно у нас была фиговая.

Приёмы рукопашного боя изучали другие роты, по счёту, но по сравнению с хорошим боксом или кикбоксингом это просто физкультура. Нас не коснулась — и ладно. Приёмы настолько примитивные, что почти любой от них отобьётся, кто хоть чуть-чуть в рукопашке опыт имеет.

Повседневная жизнь части

1. Как вы оцениваете приготовление пищи в вашей части? Хватало/не хватало? Требовалось ли бегать в «чипок» специально, чтобы добрать рацион?

— Готовили гражданские повара, но готовили какую-то «шляпу». Есть можно частично, но еды мало.

Завтрак, для примера: перловой каши тарелка, иногда (иногда) к ней дадут куриное яйцов, кусочек масла, кусочек хлебушка и стакан чаю — пошёл нахрен с раздачи, следующий.

Обед: «суп из семи залуп — 6 покрошено, одна для вкуса вброшена». Изредка добавляли мааааааленькую тарелочку салатика такого «козлячьего», чисто капуста под растительным маслом. И гречка, к которой шла тухлая рыба, которую ты не ешь, если не дурак.

Ужин: сечка или картофельное пюре с плохо приготовленной или просто тухлой рыбой.

О рыбе подробнее. Представьте долбаную маринованную селёдку, которую тебе сварили. Ещё была какая-то рыба, вроде минтая, но я помню, что когда мы её разгружали в дежурстве по столовой, то когда размораживали, смердеть она начала до всякой готовки и из неё опарыши посыпались. Естественно, дураков не было её такую есть.

То же самое можно сказать про картофельное пюре в столовой. Обычное дело: картофелечистка вышла из строя, нас толпой в ночь загоняет дежурный по столовой, чтобы почистить огромное количество картофана. Спать нас вовремя не отпускают, поэтому кое-кто стал жульничать: кидать картоху прямо в шкуре, прямо немытую на дно чанов, закрывая сверху чищеной. Проверять повара не стали, разварили её до состояния, когда толочь можно и стали мять, при том не только специальной толкушкой. Какая технология производства? Какой контроль качества? Да всем насрать. Так что и картошка ушла в минус из меню.

Был ещё бигус, конечно — та ещё отрава. Однако часто бывало, что мы вообще не видали приёмов пищи, выхватывая коллективное наказание из-за буквально одного дебилушки, что забьёт на утреннем туалете на бритьё или не подошьётся. Тогда в столовке звучала команда «Такой-то взвод, приём пищи окончить!» — а на раздаче побывало всего 5 человек из нескольких десятков. И не дай бог тебе попытаться что-то доесть — сразу на прокачку попадёшь и подразделение подставишь, ну, или в казарме получишь бутерброд из хлеба с гуталином. Это называлось «космо-завтрак», «космо-обед» или «космо-ужин». То есть подразделение оставалось без жратвы в принципе.

Теперь про «чипок». Не знаю, у кого как, может, кому-то повезло, чтобы чайная оказалась похожей на сериал «Солдаты», но у нас ситуация так себе. Во-первых, не на что купить, так как жалование срочника составляло 300-350 рублей в тот момент, которых ты не видел — и никто не знал, в чьих карманах оно оседало, потому что «шакалов» среди офицеров хватало. Часто, почти каждый день, устраивались «взрывы» подушек, тумбочек, шинельных шкафов, чтобы найти запрещённые предметы, в которые входили и деньги. Во-вторых, по «духанке» в принципе запрещено ходить в «чипок» и точка. У нас учебка была настолько показной, что кроме сержантов и дежурных по роте никого в «чипок» не пускали.

Даже когда в субботу привозили посылки из дома, то нас извещали сразу, что до понедельника съедобное содержимое должно быть быстро съедено, иначе в понедельник его отправят на помойку.

Как же мы выживали? В наряде по полигону, куда отправляли одну из рабочих команд. У нас там размещался тайник, куда доставляли по мере сил припасы из столовки — тот же картофан. И оттуда заступивший наряд брал и готовил себе еду на костре, стараясь оставить в тайнике что-то взамен. Плюс, обменивались с ребятами с полигона. И грибы в окрестностях собирали, когда шёл сезон — грибы, ягоды. Ими добирали рацион.

Комментарий: Поразительное сходство с рассказом Б. Цехановича «Дежурство по столовой». Я имею в виду причины, почему даже такой простой набор блюд готовится исключительно плохо:
— Руководству столовой плевать на технологический процесс и контроль качества;
— Плохая моторизация производства: картофелечистка сломана и не отремонтирована;
— Наряд не может справиться со слишком большим количество картофеля, что есть ошибка управления и организации труда;
— Плохая организация труда;
— Возможное воровство продуктов.

Именно поэтому срочники тащили продукты со склада — чтобы готовить приличную пищу самим хотя бы в наряде.

2. Как вы оцениваете выданную форму — ходили в во «флоре» или в танковом комбинезоне, как показала себя форма в погодных условиях вашего региона? Выдавались ли танковые комбинезоны или другая рабочая одежда для работы в парке и на учениях? Как вы оцениваете выданную обувь, хватило ли одной пары на год или пришлось докупать за свои?

— В учебке работали и учились в выданной на пересыльном пункте «флоре». Никаких танковых комбинезонов — их увидели уже в дивизии. Естественно, форма выдавалась на несколько размеров больше и всем пофиг.

В части воровали по кругу из разных рот. У тебя украли бушлат? Ты его не «потерял», а «про**ал», поэтому как хочешь — так и крутись, а значит скорее всего ты стащишь его в гардеробе столовой после приёма пищи у другой роты.

Подменку в учебке приходилось «мутить» любыми способами, конечно, по желанию. А вот в войсках с танковыми комбинезонами порядок, использовали.

Обувь — сапоги. Обычные.

Да, и нам новые комплекты после учебки довелось получить что формы, что обуви, для прибытия в воинскую часть, чтобы прилично выглядеть. Тут неплохо вышло с довольствием.

Неформальные взаимоотношения между военнослужащими

1. Расскажите, что из себя представляли неформальные взаимоотношения между солдатами срочной службы? Была ли неуставщина между старшим и младшим призывом, между выпускниками учебок и солдатами из части? Что представляли из себя межнациональные отношения, которые года до 2014-го составляли немалую проблему в армии?

— Дедовщина в учебке той же процветала, на дворе же 2008-й. Но попадали под неё в основном «олени», меня она особо не затрагивала.

Ты попадаешь в часть и сразу надо себя поставить, потому что идёт прощупывание твоего характера. Раз не прогнулся — получил люлей. Второй раз — снова люлей выхватил. А на третий раз тебя начинают игнорировать, потому что к этому моменту уже нашлось достаточно слабеньких, кто с первого раза согласился делать любую работу и был определён для персональной муштры и выполнения хотелок старослужащих — деньги из дома для них тащить, и всё такое. Так что я выхватывал поменьше многих.

Что до межнациональной розни, то в учебке она отсутствовала из-за того, что там ТАК всех муштровали, что никто толком голову не мог поднять. По прибытии в часть нам выпало 3 «золотых дня» — как раз двухгодичники последние ушли, сменились полуторагодичники, продвинувшись вверх. После 3 дней свободы мы просто накостыляли всем, кто пытался из новых «дедов» нас застроить как-то. Собственно, мы и наши командиры осаживали и кавказцев, кто пытался приподняться, хотя те угрожали вызвать родню. Так что мне очень странно было видеть фотографии, когда стоит один срочник с Кавказа и десяток «оленей» из других регионов, у которых зубной пастой на бошках или спинах что-то написано — эти десять дурачков тут же этого борзого пацанчика могли бы схватить за руки и за ноги и просто гуртом на него сесть, и на братву его. Без битья, без всего — просто осадить.

2. Какие складывались отношения с контрактниками?

— Хорошие, деловые отношения с товарищами из контрактных рот. Им наплевать было кто из нас «дух», кто «дембель». Угощали сигаретами нас, опять же, а мы их.

3. Как относились к офицерам? Примеры хороших офицеров и плохих, в том числе по деловым качествам, а не только по характеру?

— Делились на два типа: с боевым опытом войны в Чечне, просто кадровых и тех, кто с военных кафедр поприходил в армию.

Наиболее приличные — побывавшие на войне, хоть и безбашенные. Они не трогали, кроме как за дело. Правда, если за дело, то очень сильно прилетало по башке, мордобой, но это другая история.

Кадровые самые разные попадались.

А те, что с военных кафедр, вот это как раз самые «шакалы», ищущие, как с тебя денег стрясти, сдать местным рабочую команду в найм — нам шиш, «шакалам» денежка. Вплоть до того, что у тех, кто не курил, отжимали конфеты «барбариски».

Комментарий: а одна из причин воровства и вымогательства денег офицерами в 90-2000-х — это унизительно низкая зарплата, которую им установило государство в то время.

4. Ваше мнение, что дала армия лично вам, что вас разочаровало, а что обрадовало (если такое бывало)?

— Сомневаюсь, что армия мне прямо дала что-то. Так... Уже после службы задумался о том, как разумнее было бы организовать многие вещи и подумал, что по-дурацки у нас тогда многое работало.

Берём обычные построения, бесконечные, задалбывающие построения. Когда вся дивизия строится. Зачем? Её же раздолбать можно на плацу одним ударом. Почему бы офицеры не ходили на развод к вышестоящим командирам по своим службам, а потом в подразделение к солдатам — чтобы все рассредоточены и занимались своим делом, например?

Во-вторых, в 18-19 лет сегодня по большей части люди ещё не повзрослели. С одной стороны, им ужасно лень что-либо выполнять, потому что от них ещё в школе только и делали, что требовали — опыта работы для себя, социализации, первого заработка нет ни черта. Отсюда нет личной заинтересованности в службе. Так что призывной возраст можно было бы повысить лет так до 21-22, именно нижнюю границу. Чтобы после школы ребята поработали или пошли учиться.

Третье. Драки иногда бывают неизбежны, но завсегда кого-то за них отправляют в дисбат. Не надо так — иногда проще решить вопрос кулаками. Не скатываясь, однако, в тяжёлые случаи, с увечьями.

Четвёртое. Много проблем из-за дисциплинарных взысканий за поломки техники. Лучше бы запчасти вовремя подвозили. А если сложно отремонтировать танк из-за нехватки запчастей, то естественно будут взыскания. И тогда уже у тебя нет никакого стимула машину изучать — ты просто боишься завести стартер, кабы чего не вышло. Дурь.

Пятое. Совершенно идиотский регламент ношения формы одежды. У нас осенью случалось, что до перехода на зимнюю форму одежды времени ещё много, а снег выпал вот прямо сейчас, за ночь. И строй трясётся и мёрзнет в кителях и кепках, хотя бушлаты висят в казарме, но их трогать нельзя, поскольку единого приказа не поступило разрешающего. Страна у нас огромная, климат непредсказуемый. Сделали бы уже возможность одеваться по погоде! И тут же идёт вопрос ношения формы в полевых условиях учений и полигонов. Запрещают свитеры себе купить и шарфы, например — вопрос, зачем? Про носки не говорю — выдавали и выдают ерунду, а ведь можно себе достаточное количество хороших носков купить, под любую погоду.

Шестое и главное. Боевая подготовка. У нас в роте 4 взвода было, из которых 1-й и 2-й гоняли по полной программе, служба у нас шла насыщенная. Но как ни придём в казарму, то 3-й и 4-й взводы там околачиваются. Мы всё думали, однако, почему казарма вычищена до блеска. Поговорили с ребятами — а они на занятиях не бывают, тупо два хозяйственных взвода в боевом, блин, подразделении! А на всё воля командиров и дурацкая организация учебного процесса. Мы, боевые, как ширма, два взвода прячутся от проверок. Нет уж, полноценная подготовка нужна всем!

Другое пример — та же рукопашка. Вместо этой формальности на 10 счётов приготовьте тренеров по ФП, чтобы они 3-4 раза в неделю преподавали пары по физподготовке с качественной физухой, с качественной прикладной рукопашкой. И чтобы ходили на эти занятия не по желанию, а всем подразделением. Вот с таким подходом дело пошло бы куда как лучше.



База солдатских интервью: цикл «Из первых рук...» о срочной службе в ВС РФ (2010-2015)

О ходе работы над интервью с танкистами

У меня ещё одно интервью с танкистом находится в работе, но я бы хотел довести количество текстов про танковые войска хотя бы до трёх. Потому что это такой же массовый род войск, как мотострелки и артиллеристы. Так что если у вас кто-то служил в период 2008-2019 гг., именно на танках, то предложите пожалуйста написать в личку нашего сообщества — нужен ещё 1-2 человека, мехвод/наводчик орудия/командир танка.

Кстати, это касается и иностранных граждан — я имею в виду ДНР/ЛНР и все республики бывшего СССР. С вами, товарищи, можно сделать смешанное танково-туристическое интервью, по образцу текстов про службу в ВС Чехии и в разведвзводе танкового полка Бундесвера.


Tags: армия, бронетехника, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment