ilya_prosto

Categories:

Отзыв на фильм «Турист», с заметками по хронометражу

Итак, вот отзыв на фильм «Турист», который я собрался сделать из-за предложений друзей-подписчиков посмотреть это кино. Разделю на короткий отзыв и подробный, для дотошных, как я сам.

Отзыв будет интересен тем, что я делал заметки по ходу просмотра фильма, а не после. Поэтому вас ждёт наблюдение за эволюцией эмоций, а это ценный материал. Похожие отзывы собирают игроделы при изготовлении компьютерных игр, чтобы улучшить кинематографические сцены и насыщенность прохождения в компьютерных игро-боевиках. Также попрошу порывистых подписчиков, кто уже посмотрел кино, не торопиться писать, что я всё не так понял, ибо «вот это повороты» в основном располагаются в конце фильма, и я их оценил в соответствующий момент.

Для тех, кто спросит «Почему ты такой дерзкий и имеешь мнение на фильм?»:

— У меня в активе есть набросок сценария для кино-боевика. Рабочее название «Литва. Операция "Кровавый шторм"». Клюква в стиле Modern Warfare, только где наши побеждают коварных американцев.

«Сказка о сбежавшем богатыре», вполне кинематографичная литературная основа для анимационного фильма.

Короткий отзыв

Фильм на твёрдую «четвёрку». Если сравнивать с лучшими продуктами зарубежья и отечественного кино, например, с «28 панфиловцами», «Брестской крепостью», «Они сражались за Родину», «Братьями по оружию» (США), «Падением Чёрного ястреба» (США), «На Западном фронте без перемен» (Великобритания, США, 1979-й), «Неизвестным солдатом» (Финляндия, 2017-й), то «Турист», конечно, весьма среднее кино. 

Но если сравнить с обычными российскими фильмами и зарубежным кино категории «Б», то «Турист», безусловно, вырывается вперёд.

Хорошее, на что я обратил внимание:

1) Почти все батальные сцены (8 из 11) поставлены как надо, раскрыта работа разведки и даже в паре сцен показали немного тактики (разведка с беспилотника, кинжальный фланговый огонь из пулемёта).

2) Отличная игра всех иностранных актёров. Харизматичные злодеи и влиятельные союзники в комплекте.

3) Хорошо построенная общая композиция в сценарии. За счёт этого продолжаешь смотреть до определённого момента, несмотря на кучу мелких изъянов и недоработок.

4) У различных персонажей есть как поступки, сообщающие о намерениях, так и озвученные идеалы.

5) Серия «вот это поворотов» в конце, всё объясняющая.

Плохое, что имеется в фильме:

1. Куча мелких ляпов, недоработок и «загХадок», из которых съёмочная группа сделала необоснованные тайны и тянула с предоставлением ответов весь фильм. Если учесть все недоработки, то фильм вышел бы куда лучше и с куда большей смысловой содержательностью.

2. Плохо раскрытые российские персонажи в 2/3 экранного времени. Малое количество обнаруженных идеалов у наших бойцов — только у «Кубани» и «Макета», и «Туриста» в конце. Для сравнения, у иностранцев: имеется у иностранного советника, у действующего президента ЦАР, у группы бойцов правительственных войск, у жителей деревни, которых казнили (хоть идеалы и остались не озвучены, но через поступок понятно, что они есть), у француза ООНовца. Соотношение 3 против 5 в пользу иностранцев.

3. К концу первого часа происходит сцена между «Туристом» и «Макетом», после которой я испытал огромное разочарование и хотел выключить фильм, решив, что имею дело с очередным посредственным российским кино. Только желание закончить заметки и написать отзыв меня удержали. И серия поворотных событий реально спасла фильм, но я совсем не испытываю благодарности к сценаристу и режиссёру за затягивание и эту сцену-огорчение.

Развёрнутый отзыв

Представляю вам запись в виде своих заметок по ходу просмотра фильма:

4 мин 08 сек: Отличная игра актёра в роли чернокожего проповедника, наблюдающего за посадкой российских наёмников на автобус. Я специально подсчитал: 20 секунд экранного времени на сцену наблюдения, актёр ничего не произнёс, сыграл лицом и телом всего лишь две эмоции (зловещий интерес и задумчивость), но сделал это так, что ты сразу понимаешь — перед тобой враг, умный враг.

4 мин 38 сек: Хорошие быстрые кадры для передачи атмосферы рынка, мимо которого проезжают наёмники — кто-то работает за станком, на еде сидят мухи, люди ходят между прилавками.

4 мин 52 сек: Российские наёмники беседуют в автобусе и шутят про позывной «Пионера» (будущего «Туриста», видимо), но я всё ещё не вижу раскрытия персонажей, кроме молодого. Подразделение выглядит пока почти безликим монолитом. Почти, потому что мы случайно узнаём позывной главного — «Кот», а также нам показывают ещё двух наёмников крупным планом, но они пока не представлены.

7 мин 04 сек: Разговор проповедника Максима с боевиком. Отличная сцена перевоплощения гопника в полевого командира. «Жалкое величие» африканского бандита: скудный быт (бананы, выпивка, майка «Бразилия», шорты, тапки-сланцы на босу ногу), но зато две девки в спальне. 

8 мин 23 сек: Полевой командир казнит одного из членов своей банды. Совершенно неадекватный поступок, поскольку у боевика была уважительная причина, а племенные банды, как мне кажется, склонны беречь каждого человека, ведь они односельчане, а не чужие друг другу люди.

9 мин 09 сек: Один российский наёмник представляет «Пионеру» статую императора, но слишком быстро говорит: «Ну чё, не стесняйся, знакомься — Бакаса, первый император. Сорок лет назад как свергли, так у них теперь сплошные войны». Можно сократить реплику, но прочесть её более внятно: 

* указывает на статую — «Это Бакаса, первый император. После его свержения тут бардак все 40 лет, прикинь?». 

71 знак против 102, фраза построена удобнее для произношения.

9 мин 54 сек: Молодой беседует с опытным и авторитетным наёмником, но опытного вообще не представили. Кроме внешности примерно подполковника/полковника и командирских интонаций в голосе в нём ничего не выдаёт офицера. Про него никто не заявил: «Подойди к тому крутому дядьке, он у нас за старшего», его не показали предварительно в роли командира на плацу, допустим, когда пополнение только привезли, а он на них внимательно посмотрел и выделил «Пионера» среди прибывших.

Общение вообще происходит без позывных, русские почти все на одно лицо и представляют из себя монолитную массу, кроме молодого «Пионера».

10:20: «Опытный» делает предположение, что «Пионер» боится, хотя ничего в поведении молодого не выдаёт страха, скорее обычный вопрос «А мне говорили, что боевых действий тут нет?». Утверждение «Опытного», без предварительного уточнения о настроении «Пионера», показывает «Опытного» не с лучшей стороны. Не знатоком людей, а шаблонным таким воякой-верхоглядом, который слишком полагается на свою проницательность.

Только под конец сцены мы узнаём позывной «Опытного». Его величают «Енисей», оказывается.

10:50: «Енисей» по просьбе «Пионера» выдумывает ему новый позывной — «Турист». «Пионер» в недоумении спрашивает: «А почему Турист-то?». У меня тоже вопрос «Почему Турист?» и из-за чего молодой захотел сменить позывной, поскольку нет никакой травли в его адрес, нет никакой негативной предпосылки для смены позывного. Выглядит просто как хотелка.

Вдобавок, у меня не складывается ощущения, что «Турист» приехал в Африку, как турист, поскольку он не проявляет туристического любопытства. Он вообще ведёт себя, как человек, решивший свести счёты с жизнью. Зачем для этого записываться в ЧВК (куда ещё не вдруг попадёшь), проходить курс боевой подготовки в Молькино (где, как я слышал, неплохой такой курс, после которого перестаёшь быть таким потерянным) — загадка для меня, как для обычного зрителя «не в теме».

Лично я бы дал «Пионеру» позывной «Хмурый». Вполне отражает экранное поведение.

11 минута: молодой выкладывает вещи, старший товарищ комментирует. Выглядит мирно, но мы всё ещё не знаем позывного этого старшего товарища, что до черта странно, поскольку простейшие коммуникативные навыки и вежливость намекают — надо поздороваться хотя бы.

Входит мужик, который ненавидит ментов. Задаёт вопрос: откуда ты такой взялся? На него прежде всего хочется ответить по месту жительства: из Питера, из Москвы, из крупного города. А молодой отвечает: из полиции. Тут я усмехнулся, потому что ответ невпопад, что с одной стороны вызывает неловкость, а с другой вопросы к диалогу.

И ненависть мужика к ментам никак не обеспечена: не видно зоновских наколок, по виду он может быть колхозником или городским колдырём. Просто ненавидит ментов.

13:12. Только сейчас мы узнаём, что интеллигентного «старшего товарища» зовут Димон. Пока без позывного.

13:30-14:34: Сцена с обедом на базе. Довольно предсказуемая, но потому и смешная шутка от «ненавистника ментов» про патроны и пикосульфат натрия (слабительное). Смешно даже скорее потому, что «Пионер»/«Турист» сначала обнаруживает вроде как компетенцию по патронам, а потом так робко тупит «а мне сказали, что есть лучше таблетки...». 

14:40. В умывальнике «Турист» жмёт руку выходящему бойцу. Так себя в мужских коллективах просто не ведут. Есть даже шутка о том, «как мужики щупают друг другу руки» — в умывальнике спортзала, например, здороваются просто приветствием или ударяют кулаком о кулак. Редко жмут мокрую руку, но при этом как бы извиняются: «Чистая» или «Извини, мокрая». При том чем более мужицкий коллектив 120%-тестостерона-в-каждом-из-мужиков — тем эти особенности строже соблюдаются. 

Эпизод с упавшей в сток зубной щёткой с одной стороны показывает неловкость «Туриста», но с другой в этом нет ничего эдакого, поскольку скорее всего где-то по соседству с базой или даже на самой базе есть хотя бы лоточник с бытовыми товарами. Не самая сильная сцена. А вот если бы «Турист» вместо этого позвонил домой маме (забота в характере) или сел читать местную газету на французском (любознательность, демонстрация навыка французского), а потом уже смотрел на красивое ночное небо, то эта мелочь сыграла бы в плюс раскрытию его характера.

15:48: Сцена с экс-президентом, иностранным советником и проповедником. Представление бывшего президента делается текстом. Это не лучший способ представлять персонажа. Если хотя бы добавить охраннику фразу «господин Янгувонда ждёт» (по отношению к иностранному советнику), после чего добавить табличку, то это выглядело бы не так бездушно, как просто текст. 

16:26: Спорный момент, который и понравился, и вызвал вопросы. Белый иностранец очень по-господски подзывает местных носильщиков и просто забирает фрукт. Это круто, сразу видно высокомерного человека злодейских умыслов. С другой стороны, тут важная встреча и вообще-то секретные переговоры. Появление нескольких человек, которые скорее всего хорошо знают в лицо бывшего президента со столь долгим сроком у власти — слух пойдёт очень быстро. И проповедник-агент тоже спалился, ведь проповедники в этих странах известные и, часто, состоятельные люди с большой известностью и популярностью.

17:35: «Енисей» входит в свой «офис» на балконе. Беспилотник на заднем плане порадовал, как и общий вид «офиса» командира. Им, кстати, оказывается «опытный» «Енисей». А я уж в мыслях понизил его до прапорщика по первому эпизоду. Собственно, то, что я имел в виду раньше — почему сразу командира не представили зрителю? Не «Туристу» — он может и не знать до поры до времени, хотя по его поведению это было непохоже, — зрителю. Повторюсь, просто несколько секунд во время выгрузки прибывшей группы на базе — «Енисей» возле плаца, отдаёт кому-то распоряжения и просто смотрит на пополнение. А то вот эти неожиданные заходы, типа, «смотри, ты не знал, а у нас этот персонаж командир, а не старшина на складе!» не очень радуют.

17:40: Очень хорошо оформленный и поданный эпизод с сообщениями разведчиков о перемещениях противника. В кои-то веки в нашем кино показывают нормально организованную военную службу, ну хоть в одной профессиональной детали. Прошлый раз кино-разведка проявляла себя в «Грозовых воротах», во всяком случае, на моей памяти.

18:53: Наёмники под руководством офицера с белогвардейскими усиками идут по базе местных военных. Только сейчас мы узнаём, что нелюбителя полицейских зовут «Макет». Низкие навыки общения персонажей на ранней стадии фильма — по заслугам киноделов. Каждый такой эпизод лично меня заставляет ухмыльнуться, типа «вот это поворот!». Я ещё не расслышал из-за скороговорки на озвучке, подумал, что «Макета» зовут «Багет». Очень смешно бы получилось, учитывая местную франкоязычную культуру, ха-ха.

19:40: «Белогвардеец»/«Кубань» прибывает к «Енисею» на совещание. Стиль постановки задачи у «Енисея» очень российский, я бы сказал. Ни объяснения мотива, ни расклада сил и средств — езжай на ту базу, вокруг неё никого нет. Вместо объяснения — загадки и недоговорённости. Момент с получением разведывательной сводки крайне странный, поскольку это секретный документ — посыльный за него отвечает. Просто так отпустить его словами «добро» — ну я не знааааааю. Так офицер с опытом службы не сделает, в силу рабочих привычек прежде всего. Посыльный мог бы стать наблюдателем всей сцены и потом разнести слух о подготовке выезда. Неплохой сюжетный ход. Или посыльного можно было отпустить с напутствием «принеси через несколько минут»/«подожди за дверью». 

21:00: Наёмники едут на новое место. Немного странный эпизод с напряжённым «Туристом». К нему столько внимания, при совершенно непонятных заслугах и сомнительном проявлении себя. Он по-прежнему не интересуется окружающим, не показывает признаков здорового любопытства, свойственного адаптирующемуся человеку. Ну, и держать палец вдоль оружия (как и держаться по-боевому вообще) просто во время поездки необязательно — тут уже можно начинать шутить, что вопрос «Сколько нам ещё ехать?» связан с мыслью «Сколько же мне ещё напрягать указательный палец?».

22:40: Бандиты грабят деревню. До сих пор не ясна мотивация банды и её командира к грабежу и насилию. Понимаете, этот тип в берете и его орава — «просто плохие». А там же наверняка какой-то конфликт одного племени с другим. Озвучьте это, например, «едем грабить донных из племени мамба-самба, они у нас троих на свадьбе постреляли три месяца назад!». И сразу становится понятен мотив. Или религиозная рознь: банда шаманистов приехала грабить деревню католиков.

При этом никаких претензий к наведённой панике и поведению бандитов нет — всё очень в африканском стиле, во всяком случае, в понимании обывателя, смотревшего фотографии из Африки.

24:00: агитация полевого командира довольно смешная. «Кто идёт с нами на столицу — тот 100%-мужик-из-мужиков». Местные просто не захотели — без мотива выше непонятен их отказ, — их расстреляли. А ведь ЦАР очень бедная страна, я слышал, что там могут убить за 10 долларов. Поэтому неясно из-за чего местные отказываются от щедрого предложения присоединиться к банде и поехать грабить столицу страны.

Боевики плохие, просто потому что плохие. Местные жители хорошие, просто потому что хорошие. А это не вызывает сочувствия, хотя показано два момента, что должны вызывать жалость — бегущий цыплёнок без хозяина и выживший мальчик. Вот с добавленной мотивацией у бандитов эти моменты сыграли бы во много раз сильнее.

25:00: Совещание в штабе тоже очень российское, хе-хе. Поорали, пояснили за базар, охладили конфликт. Вот тут хотя бы есть элементы штабной работы с указанием на карте перемещения боевиков.

26:13: Сцена с действующим президентом. С ним хотя бы поздоровались, добавив табличку с текстом. В этот момент пришла в голову ещё одна мысль по несколько более изящной подаче: а почему за 25 минут фильма наёмники ни разу не обсудили расклад по выборам? Банально, увидели бы предвыборный плакат на улице — переговорили. Тем более, среди командиров принято обсуждать оперативную обстановку, где имя действующего президентам могли бы и озвучить. Это чуть более изящно, чем лобовое решение с табличкой.

30:00: Хорошо показан бой и доклад на фоне. Такие моменты позволяют держать зрителя в тонусе и погружают в оперативную обстановку.

_______________________

К 32-й минуте фильма (1/3 экранного времени) я толком не увидел важного: а будут ли наши учить местных-то? Зачем их привезли тогда, просто по базам шататься?

_______________________

32:50: Наконец-то раскрыли прошлое «Макета». Оказывается, он был командиром группы (какого из спецназов?). До сих пор неясна его нелюбовь к ментам. 

34:22: Хороший диалог иностранца с проповедником в церкви. Он просто хорошо написан и срежиссирован. У обоих персонажей присутствует не только озвученные реплики, но и игра телом, и лицом. И голосом! Иностранец классно акцентировал последнюю фразу про +1000 наёмников из Чада, получился маленький «вот это поворот!», подчёркнутый зловещей музыкой. 

Опять же, иностранец делает комплимент нашим: «Русские — это цемент, сплачивающий FACA. Пока есть цемент, песок не рассыплется». Но к сожалению пока что счёт на эпические фразочки в основном в пользу иностранных актёров, а наши ведут себя настолько простыми парнями, что комплимент не слишком соответствует поведению. Не хватает демонстрации умных и благородных русских с хорошими манерами.

36:41: Обстановка накаляется, нужно подкрепление. Совершенно непонятно кто такой «Памир» — появившийся важный наёмник. Для «своих», наверное, всё ясно. Но кино снимается на широкую аудиторию. А ведь достаточно всего лишь вписать пару коротких фраз в более ранние диалоги, чтобы его представить. Например, одного из командиров наёмников в ЦАР извещают о новостях из России, включая простую дежурную фразу: «До окончания вашей командировки осталось N-дней, на смену прибудет Памир с ребятами». В ответ командир может бросить почти любую фразу, вроде «О, Памир. У него слаженная команда». И всё — этого достаточно! Нам уже намекнули, чем «Памир» так примечателен и важен. У него опытные бойцы.

При этом в диалоге с «Памиром» нам пояснили обстановку по оружию: ограничение на калибр стволов. Это плюс данного диалога.

К 37-38 минуте наконец-то мы увидели какую-никакую работу россиян-инструкторов с местными военными и местными жителями. 

40:03: Бандиты готовятся к атаке на российскую базу. Довольно косячно выглядит диалог полевого командира с подчинёнными. Командир увидел в прицел несколько людей, которых хочет допросить. Не показал подчинённым, кого надо захватить и привести — приказал. Те сразу поняли, что от них хотят и кого надо брать. Возникает куча вопросов про их невероятную зоркость, хе-хе.

41:10: Переговоры наших наёмников с боевиками выглядят достаточно пристойно. В который раз удивляюсь по ходу просмотра, что боевые и напряжённые моменты сделаны как надо. И имя у командира боевиков узнали, и игра в дипломатию обставлена как следует, и «Турист» наконец-то проявил себя со знанием французского языка. Если бы такая же плотность проработки предыдущих эпизодов имела место быть, то фильм в целом выиграл бы.

45:30: Начинается бой... «Макет» грызётся с «Туристом». По законам кино-жанра, вот тут-то, когда засвистели пули, они должны как-то объясниться. Пора бы рассказать про полицейское прошлое и зачем "Турист" приехал в ЦАР. А «Макету» пояснить про нелюбовь к ментам. Пока этого не происходит. И чем дальше, тем более обломно становится от таких моментов.

48:48: Начальный эпизод-замануха со стрельбой наконец-то становится вполне понятным, происходит возвращение сюжета в настоящее время. Выглядит хорошо с точки зрения композиции и проработки — не стали копировать начальные кадры один в один, разнообразили повествование.

49:47: Где-то в этот момент показывают работу пулемётчика «Макета» и «Туриста». «Турист» демонстрирует умение тактикульно перезаряжать Калаш левой рукой, что как бы намекает на предварительную подготовку. Небольшие вопросы к съёмочной группе: почему бы не показать более впечатляющий кадр работы пулемёта с рассеиванием — но это вкусовщина. Если бы «Макет» кинжально полоснул по этой толпе на мотоциклах, скосив сразу 5-8 человек, то это выглядело бы эффектно, как и последующее бегство толпы в укрытие. Это, кстати, не новый приём — в «Грозовых воротах» пулемётчик косил духов длинными очередями очень красиво и впечатляюще. Тут тоже сыграло бы, как микроэпизод боя. Впрочем, и короткими очередями он перебил несколько человек, а боевики ответили из РПГ. 

50:17: «Памиру» рассказывают про обстановку на главной базе россиян в ЦАР. При свете дня и без шляпы я понял, что лысый «Памир» напоминает, собственно, самого герра «Вагнера» (Дмитрия Уткина). Но понятно это тем, кто пытался что-то копать по теме — широкому зрителю «Памир» по-прежнему представляется, как «какой-то влиятельный чел, непонятно за какие заслуги».

50:21: сцена совещания «Памира» и местного командира россиян. Резанула фраза второго «...против нас до двухста боевиков». Всё же я думаю, что уж командир наёмников, да ещё с опытом предыдущей службы, умеет в русский язык — «до двухсот». 

51:40: Тоже резанул момент, когда подчинённый передаёт командиру наёмников телефон и не говорит кто звонит. Вроде мелочь, а за такие недосказанности в штабе можно и указкой в плечо схлопотать за нарушение культуры поведения. Командиру надо сообщать кто звонит, кто хочет войти в помещение, что за документ ты ему передаёшь.

52:37: По итогу совещания в штабе «Памир» действительно представлен достаточно хорошо, как компетентный офицер. Очень приятно было наблюдать этот диалог — вместе с переговорами с участием «Туриста» и «Кубани» с полевым командиром боевиков, это первые два разговорных эпизода за почти 2/3 фильма, где россияне наконец-то раскрываются и играют как надо — при том дело не в актёрской игре, а в сценарных репликах и в недостатке режиссёрского консультирования предыдущих сцен. Моё имхо.

53-я минута: Наконец-то «Макет» и «Турист» вроде бы мирятся, «Турист» нашёл потерянную в схватке рацию. Начинают закрадываться сомнения, что их прошлое и предпосылки к ссоре вообще не раскроют, настолько затянуто.

54:38: «Турист» и Димон («старший товарищ») осматривают здание. «Турист» зачем-то поднимает гильзу и нюхает её. Знатоков прошу пояснить в комментах, зачем он это сделал. 

57:53: По итогу переговоров россиян с небольшой группой оставшихся местных военных складывается впечатление, что российские инструкторы обучили вояк настолько хорошо, что те взяли «белых господ» в плен. Шутка. Димон не зря сказал «Туристу», что это залёт. Реально непонятно, как дамочка возникла из воздуха за спиной молодого. Для этого нужно совсем не иметь слуха. Ну, это снова моя вкусовщина. Просто непонятно тогда, зачем таких инструкторов слушать, если местные так ловко справляются сами.

58:03: «Енисей» внезапно обнаруживает знание французского языка при переговорах со французским ООНовцем. Именно что внезапно для зрителя, поскольку ранее он его не демонстрировал. С одной стороны, выглядит, как «хопа, смотри чё могу! спорим, не ожидал?» — и правда, не ожидал. С другой стороны, немного натянуто. Ибо опять же — когда «Енисей» входил в свой «офис», то достаточно было показать кадр с его рабочего стола, где на карте лежит стопка местных газет и журналов на французском и тетрадь с заметками, мол, командир ведёт собственный сбор информации.

59:17: По итогу сцены переговоров между «Енисеем» и французом ООНовцем у меня опять нехорошее ощущение, что наших обделили эпическими репликами. У француза было 42 секунды экранного времени (58:40-59:22, в которые он уложил короткий и классный монолог, выдающий в нём знатока военной истории — мол, французы 200 лет назад сожгли российскую столицу, а 100 лет назад русские помогли французам выиграть битву на Марне (1914) и под Верденом (1916). Теперь они, типа, встречаются в Африке в роли непонятно кого — то ли враги, то ли союзники. И он не знает, как бы поступил в роли гражданина Франции, но как человек совсем не против помочь. 42 секунды! Это одна из самых живых реплик за фильм, насыщенных даже вполне понятным смыслом.

59:40: Момент, когда я хотел завязать с просмотром фильма! Хвала музе кино, наконец-то «Турист» рассказал о причине увольнения из полиции. Оказалось, он просто (просто, блин!) пожалел пацана, приторговывавшего наркотой. «Макет» ставит ему диагноз: «Тяжёлый ты по жизни». И я согласен! Из-за такой ерунды почти час нас держали в неведении. Ты ждёшь там капитальную драму, например, как «Турист» поймал за руку начальника-коррупционера, сдал внутреннему расследованию, но его за это самого попросили уволиться, чтобы с коллегами не вышло ссоры. Именно поэтому он такой мрачный и неразговорчивый — не хочет прослыть среди новых коллег стукачом! Или там что-то житейское, например, брат предложил уволиться и вступить в бизнесок, а бизнес накрылся из-за эпидемии коронавируса — вот «Турист» и подался в Африку, чтобы поднять денег на закрытие дела. И переживает он из-за того, что пожилая мама болеет сейчас «короной». А тут очередное «просто». Действительно тяжело. Чувствуешь недоработку, чувствуешь, что тебя обокрали и обделили здравым смыслом — а ведь тут дело на три-четыре предложения, можно уложить в те же 30-40 секунд и поконкурировать с благородным французом ООНовцем.

И, самое главное! Я весь час радовался, что наконец-то снят российский военный фильм, в котором нет 3 самых ненавистных шаблонных персонажей, которые присутствуют почти в каждом нашем фильме про военную тематику: Пацифиста/Лоха/Труса, Злого Гэбиста и Предателя. Так вот... С точки зрения присяги поступок «Туриста» в полиции (отпустил нарколыгу просто так) — должностное преступление и предательство. То есть даже тут, в частном фильме, чуть-чуть и откуда-то издалека нам помахал рукой один из самых ненавидимых в российском военном кино шаблонных персонажей, поскольку в зарубежных фильмах предателей встречаешь очень редко. Может, предатель-американец есть в «Падении Чёрного ястреба»? В «Братьях по оружию»? В «Тихом океане»? Трусы там есть, да. Пацифисты. Но так, чтобы регулярно всплывали предатели и злые спецслужбисты, играющие против честных военных — такого нет. У нас же: «Грозовые ворота» (два дембеля труса и предателя), «Девятаев» — это только то, что сразу на ум пришло. Говорят, что и в «28 панфиловцах» один из главных героев является будущим предателем, вроде как он дрался мужественно, но в 1942 году сдался немцам и служил полицаем. Вот ещё пример. 

1:00:00-1:04:00: Хорошая засада на колонну наёмников из Чада, очень хорошая и эффектная. Очередной бой, сделанный вполне смотрибельно)

1:05:19: А вот и более-менее приличная (для боевиков) постановка задачи подъехала. Полевой командир показал гранатомётчику, куда надо жахнуть. Тот жахнул.

1:05:57: Внезапно включается саундтрек группы «Ленинград». Почти весь фильм не было музыки — фигак-с, получите и распишитесь. Сомнительный ход, уж простите.

1:07:48: Эффектный момент, как «Турист» одномоментно, от соприкосновения с пикапом, взрывает гранатой Ф-1 (срок подрыва 3-4 секунды) джип с боевиком-пулемётчиком. Как будто у «Туриста» в руках не оборонительная «эфка», а, например, британская наступательная граната мгновенного подрыва №69. При этом вроде как «Турист» получает пулю с близкого расстояния. Но не погибает, а чудом остаётся в живых. Один вопрос: как?

1:07:50-1:08:53: Классная сцена эвакуации «Туриста» и местной девушки-солдата. Снова по боевой части всё как надо — их эвакуируют двойкой или тройкой, отстреливаются удачно, раненых выносят. Смотрится здорово.

Кстати, за время эвакуации и ближнего боя в предыдущей сцене погибает больше боевиков (рассредоточившихся по кустам), чем в момент, когда «Макет» мог длинной очередью срезать сразу с десяток бандитов, пока те сидели на мотоциклах и представляли из себя скученную цель. Извините за вкусовщину)

1:08:53-1:09:34: Происходят переговоры о необходимости вытащить «Туриста». Наконец-то забота о нём окружающих становится обоснованной. Он больше не хмурый эмо, а герой. 

1:11:15: Полевой командир боевиков сообщает, что уводит банду. После этого он почти с трагедией на лице смотрит на кузов грузовика, в котором лежит с десяток убитых боевиков. Вот непонятно, почему он так о них печётся, ведь так легко пустил в расход в начале бойца, пожелавшего уйти по вполне уважительной причине (из-за сына).

1:11:33:-1:13:08: Очень крутая сцена, в которой иностранный советник расстаётся с агентом-проповедником, удерживая козырь в рукаве в виде 100 наёмников из Чада. Чадовцы приезжают блокировать россиян, а их офицер застрелил полевого командира боевиков. Это интересный момент — героем у россиян становится «Турист», совершивший должностное преступление и предательство присяги. Ну ладно, искупил вину. Но у иностранцев из ЦАР и Чада предатели (пожелавший уйти из-за сына и сам полевой командир) получают пулю. 

1:14:49: Сцена, в которой российские наёмники требуют от пилота вертолёта продолжить полёт ради эвакуации «Туриста» нивелирует предыдущую претензию — струсившего пилота тоже могла ожидать пуля. Это хорошая сцена, она исправляет сложившийся предыдущий косяк в биографии «Туриста». Типа в России тоже к предателям однозначное отношение + искупившему вину люди пойдут навстречу. Признаю)

1:16:00-1:18:44: Наконец-то происходит объяснение «Макета» и «Туриста». Оказывается, сына «Макета», ровесника «Туриста», убили в бандитской разборке, при невмешательстве полицейских. Вот эта история куда как убедительнее того, из-за чего уволили «Туриста». Плюс, они извинились друг перед другом, а «Макет» также заявил, что приехал сражаться за справедливость — наконец-то под конец фильма хотя бы один россиянин (но, к сожалению, после француза ООНовца и иностранца-советника) обнаружил свои идеалы. Это плюс сценарию, но порядок построения, на мой взгляд, очень сомнительный — высказывать подобные вещи и намекать на них нужно было в течении всего фильма хотя бы ещё раза 2-3. Не прямо квасными патриотичными высказываниями, но демонстрировать высказанные благородные мотивы — при том, что россияне совершают достаточно достойных поступков.

1:21:00-1:24:30: Завершающий бой с наёмниками. Весьма хорош, кроме одного возгласа «Это вам за Севастополь!». Причём здесь Севастополь вообще? Неясно. Зато подошедшая группа, что принесла боекомплект и с фланга неожиданно разобрала наступающих чадовцев — хорошее обоснование. Единственное, есть натяжка со временем — что мешало боевикам начать палить из РПГ по бункеру? Не видно причины. У них не закончились выстрелы к гранатомётам, например, они просто подождали какое-то время, за которое нашим принесли патроны подошедшие товарищи. Достаточно было добавить соревновательный момент, как чадовцам из тыла несут выстрелы для РПГ, поскольку у них закончились (и поэтому они не открывают огня) — и в то же время наша группа наперегонки с ними (видят это, конечно, только зрители) несёт б/к в бункер, как вся сцена имела бы не только логику перехода к победе, но и не уронила бы напряжение. 

Вспомните, например, захватывающую сцену из «Падения Чёрного ястреба», где пулемётчик боевиков и американский рейнджер на скорость перезаряжают своё оружие. Один укладывает ленту в ДШК, а второй заряжает гранату в подствольник. Это было обалденно круто.

Сценой быстрой гибели наступавших боевиков я удовлетворён — да, так и выглядит результат кинжального перекрестного огня из двух пулемётов, каким бы его хотелось видеть. Вид запоминается и ставит хорошую точку по боевым действиям в конце фильма.

1:27:14: Из вертолёта принимают раненого «Туриста». Но почему-то не оказывают помощи раненой девушке-солдату из ЦАРовцев. Понятно, что она меньше пострадала, но всё же выглядит немного холодно и некрасиво. И недипломатично по отношению к союзникам.

1:31:52: В финале происходит сцена с настоящим «ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!». Окааааазывается, что напарник-полицейский у «Туриста» подбросил наркоту тому пареньку. И это не «Турист» предатель оказывается, а этот напарник. Признаю — удивили) Молодцы, спасли фильм от судьбы стать очередным российским кино-разочарованием. Всё же главный герой чист от предательства, а значит данный фильм можно отнести в числу тех немногих, где нет шаблонных (и регулярных) персонажей-предателей, трусов и злодеев-гэбистов.

1:34:01: Под конец происходит ещё одно чудо из чудес — «Турист» представился по имени за кадром новым коллегам из группы наёмников, проявил навыки общения, которых так не хватало весь фильм.

Подведём итоги

1) 16 однозначно хороших сцен и моментов из примерно 60 записанных. То есть 26.67%, около четверти.

2) 35 натяжек, недоработок, косяков и сомнительных решений из почти 60. Получается 58.33%. Однако, только 3 сцены однозначно плохи:

— Расстрел полевым командиром уходящего боевика. Поступок выглядит неадекватным.

— Объяснение «Туристом» своего увольнения из полиции тем, что он «просто пожалел» наркоторговца. Самая плохая сцена. Да ещё к концу часа экранного времени. Тут-то я и хотел выключить фильм, но остановило изготовление заметки.

— Срабатывание Ф-1 моментально и парадоксальная выживаемость «Туриста», в которого попали из пулемёта.

3) 8 хороших боевых и околобоевых сцен из 11. Сомнительные моменты:

— Упомянутый эпизод с гранатой Ф-1.

— Полевой командир не показал подчинённым кого нужно привести ему на допрос из местных жителей.

— Отсутствие объяснённой мотивации грабить деревню, плохая агитация местных жителей, после чего их расстреливают.

В общем, я бы поставил фильму где-то 7 из 10 за то, что соблюдена главная линия и за то, что большая часть ключевых эпизодов в композиции сделана достойно. Скелет у фильма есть, как у экспоната в палеонтологическом музее. Но спорных моментов больше половины — а это значит, что над наращиванием мускулатуры придётся ещё работать и работать.

Да, и, конечно, в фильме нет ничего про хищнические интересы российских корпораций в ЦАР, про договорённости о размещении наёмников, про то, как человек вступает в ряды «энтузиастов заграничного военного туризма», про издержки работы наёмником (только деньги, без государственных льгот, лечение за свой счёт, тяжесть жизни «их-там-нета»). Но «Турист» и не берёт на себя слишком много. В этом смысле он является агитационным фильмом, но при этом не перебарщивает, как, например, американский сериал «Over there» (переведён «Там, на войне») про оккупацию Ирака после вторжения 2003 года. Этот сериал вышел уже после вскрывшихся фактов отсутствия ОМП у Саддама, после захвата иракских месторождений нефти западными компаниями, после многочисленных военных преступлений НАТОвцев и после грабежа местного музея древней культуры. При этом, когда американские пехотинцы в одной из серий выскакивают из укрытия и идут в полный рост в атаку на исламистов плотной группой (можно скосить одной очередью), то сержант-командир кричит: «Нам не нужна ваша нефть, мы приехали надрать вам задницы!». Это такое днище и турбо-квас 100-го уровня, что складывается ощущение, будто американцев консультировал кто-то из государственного российского кино. 

А в «Туристе» ничего подобного нет, так что он более-менее выдержан. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded