ilya_prosto

Category:

Список навыков бойца, востребованных в общевойсковом бою (по частоте употребления)

Вчера выложил текст в паблик, продублирую в ЖЖ, чтобы не пропадало.

Возникло желание попытаться обобщить всё прочитанное в инете за 10 лет  по теме тактической и огневой подготовки мотострелков, разведчиков,  десантников и морских пехотинцев ВС РФ и зарубежных стран в виде некоей  шпаргалки — «Какие навыки на самом деле в первую очередь востребованы в  бою». И сравнить с тем, как обычно учат солдат. Картина на мой взгляд  получится интересной.

Порядок подготовки пехотинцев

Сначала перечислю этапы подготовки военнослужащих, как это обычно делают в армии:

  1. Изучение матчасти оружия и способов его обслуживания (чистка, смазка).
  2. Сведения внутренней и внешней баллистики, понятие выстрела.
  3. Обучение  приёмам удержания оружия в основных положениях для стрельбы (лёжа, с  колена, стоя, с упора в окопе и других видах укрытия), технике дыхания и  ровного спуска.
  4. Обучение прицеливанию: азы в теории, практика на командирском ящике и других тренажёрах.
  5. Обучение пристрелке оружия и его приведение к нормальному бою. 
  6. Изучение сведений из таблиц превышения траектории и поправок для закреплённого за солдатом оружия.
  7. Изучение способов определения расстояния до цели на глаз и с помощью мушки. 
  8. Обучение  стрельбе с выполнением тренировочных и контрольных упражнений —  одиночными, короткими и длинными очередями, по одиночным и групповым  целям на разных дистанциях. В том числе по движущимся целям.
  9. Обучение наблюдению за местностью, поиск целей и ориентиров. Обучение и подготовка наблюдателей.
  10. Боевые стрельбы отделения в обороне/наступлении. С занятием позиций, отрывкой окопов, сопровождая боевую машину и так далее.
  11. Боевые стрельбы взвода в обороне/наступлении.
  12. Участие в ротных и батальонных тактических учениях.

Вот такой примерный списочек вышел  по обычному порядку обучения. Если я что-то пропустил, то просьба  дополнить в комментах. Порядок этот верный, от простого к сложному, от  индивидуальной подготовки бойца — к подготовке отделения и взвода.

Но  теперь давайте представим, что вы подготовлены, получили общее  представление обо всём вышеперечисленном и отправились в бой. Какие из  этих навыков окажутся наиболее часто употребляемыми, важными для  результатов боя?

Составляя этот список, я опирался на интервью с  некоторыми из ребят в цикле «Из первых рук…» (спецназовец-срочник,  спецназовец контрактник, армянский доброволец в Карабахской войне  2016-го), а также на многие уже запощенные ролики по тактике действия  пехоты и мотострелковой пехоты в бою, на статьи про боевой опыт и  подготовку разведывательно-диверсионных подразделений разных стран,  методички времён Великой Отечественной — словом, всё, что относится к  теме. 

Примечание: перечислены навыки из тактической и  огневой подготовки, отчасти инженерной. Медицинскую оставил за скобками,  хотя понятно, что это одна из главных групп навыков вообще.

Вот, что у меня вышло, сначала просто списком:

  1. Занятие  позиции/укрытия в наступательном бою, выбор и инженерное оборудование  позиции в обороне. В соответствии с боевым порядком отделения (все  навыки перемещения и взаимодействия в рамках отделения и взвода). Сюда  же относится спешивание с боевой машины (погрузка, размещение в десанте,  выгрузка из машины), поскольку оно влияет на скорость манёвра как всего  отделения, так и отдельного бойца.
  2. Поиск целей и возможных мест расположения целей. Наблюдение за местностью, правильный досмотр местности.
  3. Определение расстояния до целей на глаз, использование знаний по таблицам превышения траектории и поправок при стрельбе. 
  4. Изготовление  стрелковых карточек или хотя бы подготовка данных для стрельбы в  обороне на память. Пристрелка и корректировка собственного огня по целям  в наступлении.
  5. Правильная прикладка с оружием, занятие удобного  и максимально безопасного положения при стрельбе (обычно — лёжа). Всё  это — с учётом скорее всего надетого бронежилета, шлема-каски,  подогнанной (или болтающейся) амуниции.
  6. Навык быстрого  снаряжения магазинов и пулемётных лент патронами из цинков и пачек.  Включая ночные условия, включая доставание патронов из рассыпавшихся в  рюкзаке/вещмешке пачек патронов.
  7. Правильное прицеливание с установкой верного прицела, техника спуска и дыхания.
  8. Неполная разборка оружия и устранение основных задержек закреплённого за бойцом оружия.
  9. Устойчивый навык перезарядки магазина/ленты.
  10. Чистка  оружия в полевых условиях, как с применением штатных оружейных масел и  смазок, так и с помощью эрзац-способов (мыльный раствор, керосин/бензин и  т.д.).
  11. * Отдельно в комментариях указали навыки применения  ручных гранат. Добавляю к общему списку — имеет место быть что в  оборонительном, что в наступательном бою. Но мне сложно определить место  для этого навыка в моём списке, поскольку гранаты применяются нечасто,  хотя и в важный момент боя.

Как видите, последовательность употребления навыков по частоте и сложности обратна  порядку обучения бойцов! Что это означает? Что на выработку наиболее  сложных и, одновременно, наиболее часто применяемых боевых навыков нужно  выделять довольно много времени. Больше занятий, чем на простые, чаще  внедрять эти элементы в занятия по тактике и по огневой. К сожалению, в  сегодняшней армии мирного времени, где подход к обучению очень  формальный, как раз на наработку этих сложных и важных навыков могут  уделять слишком мало внимания, если не вообще игнорируют. А разрыв между  тем, как проходило обучение и что пришлось применять в бою, на мой  взгляд, и порождает те самые острые негативные явления, свойственные для  необстрелянных солдат (паника, бегство, пальба во все стороны без  разбора, включая дружественных огонь, стрельба для подбадривания самого  себя и т.д.).

Для наглядности стоит описать каждый из важных навыков чуть подробнее.

1) Занятие позиции/укрытия  в наступательном бою, выбор и инженерное оборудование позиции в  обороне. В соответствии с боевым порядком отделения (все навыки  перемещения и взаимодействия в рамках отделения и взвода). Сюда же  относится спешивание с боевой машины (погрузка, размещение в десанте,  выгрузка из машины), поскольку оно влияет на скорость манёвра как всего  отделения, так и отдельного бойца.

Если вы достаточно много читали воспоминания ветеранов локальных войн,  вроде Афганистана и Чечни, Ирака и других, то вам должно быть известно,  что первое, в чём тупят солдаты, попавшие впервые, например, в засаду —  это найти укрытие. То же самое касается наступательных действий, по  воспоминаниям ветеранов Второй Мировой, Вьетнама, по художественной  литературе. Мне запомнились слова одного американского медика,  пережившего Вьетнам, о том, что наиболее важным навыком для него и для  его людей стал как раз поиск укрытий в стрелковом бою с вьетконговцами.  По его словам, любое углубление в земле, самая незначительная канавка +  способность вжаться в неё всем телом + малая лопата = повышение шансов  пережить первый шквал огня.

Если вы посмотрите учебные видео по  перемещению по полю боя, то везде со времён Второй Мировой учат одному и  тому же: наметил следующее укрытие, отполз в сторонку от своего  укрытия, дал максимальный спринт пригнувшись, считая про себя секунды. В  случае, если противник далеко или огонь его слаб, можно пробежать  дольше. Если противник близко или огонь его силён, то пробежать придётся  меньше. Упал недалеко от укрытия, перекатился/отполз за него.  Продолжаешь наблюдение, стреляешь в ответ.

В обороне тоже методы  известны — как подготовишь позицию, столько и проживёшь, столько и  настреляешь. Если дело в поле, то от глубины окопа и верного сектора  обстрела зависит твоя жизнь. Если в городе, то выбитые щели в стенах для  стрельбы, заложенные кирпичом или хотя бы мешками с песком окна,  стрельба из глубины помещения, узкий сектор обстрела и возможного  прилёта с той стороны.

Таким образом, прежде, чем начать стрелять, нужно обеспечить себе условия для этого. И это наиболее важный навык из всех.

2) Поиск целей и возможных мест расположения целей. Наблюдение за местностью, правильный досмотр местности.

Второй вопрос, на который отвечает любой солдат, попавший в бой — «где противник, откуда стреляют, куда мне стрелять?». 

В  обороне с этим проще. Тебе определяет позицию командир отделения в  соответствии с боевым порядком. Ты выкапываешь окоп или оборудуешь  позицию как-то иначе и приступаешь к наблюдению за сектором обстрела.  Тебе надо думать за противника и найти все возможные его укрытия. В  отличии от стрельбища, враг не будет показываться в полный рост или  нарочито торчать из окопа. Поэтому нужно найти наиболее вероятные места,  откуда он будет стрелять, где перемещаться. Например, вы расположились  на холме, напротив вас другой холм в 3-4 сотнях метров. Там виднеется  дорога, огибающая холм, по которой может проехать техника. Наблюдается  несколько удобных нагромождений скал и камней, а дорога скрывается под  деревьями, прикрываясь кронами которых, противник может перемещаться. 

В  городе это могут быть дорожки между домов, каменные заборы, завалы,  окна зданий, выгодно располагающихся на местности — например, окна  высотного дома, из которого улицу можно простреливать вдоль. 

Для вдохновения
Для вдохновения

Осмотрев все попадающие в твой сектор ориентиры, тебе нужно тщательно  рассмотреть каждый из них. Возьмём тот же камень. Следует помнить, что  противник скорее всего также обучен грамотному использованию укрытий,  поэтому высовываться из-за камня для стрельбы будет слева, если смотреть  от тебя. В окне здания стрелок, прячущийся за одной из стен, будет  размещаться скорее всего за правым краем окна — если он лох и  высовывается из окна для стрельбы, а не нашёл позицию в глубине комнаты.  Подобные наблюдения за ориентирами нужно запомнить, навести на них  оружие, прицелиться и попытаться определить до них расстояние. С такой  предварительной подготовкой в бою будет легче.

В наступлении с разведкой целей  сложнее. Допустим, вы только что ехали в БМП, вас колыхало и мотало из  стороны в сторону на ухабах, поступила команда на спешивание. Из тёмного  десанта боевой машины ты выскакиваешь на свет, который слепит. БМП и  танки куда-то лупят. А от тебя требуется занять своё место в боевом  порядке и искать, куда же открывать огонь. В такой ситуации проще  ориентироваться по направлению, куда смотрят пушки боевых машин, куда  укажет командир отделения. Всматриваться в любом случае придётся вперёд,  но помнить о флангах и возможностях фланкирующего огня слева или справа  — в зависимости от того, какие позиции откопал противник. Тем не менее,  через какое-то время расположение противника станет более определённым —  до этого момента нужно ухитриться не высадить все магазины в никуда. И  способ поиска возможных целей тот же — окна выгодно расположенных зданий  в деревне или на улице города, линии траншей с брустверами, камни,  опушки лесных массивов. 

3) Определение расстояния до целей на глаз, использование знаний по таблицам превышения траектории и поправок при стрельбе. 

Цифры абстрактны, тут скорее пример того, в каком направлении нужно думать
Цифры абстрактны, тут скорее пример того, в каком направлении нужно думать

Это самое важное и самое сложное.  Этот навык тренируется дольше всего по времени, требует регулярной  поддержки. От него будет зависеть точность последующего огня на  подавление или прицельного огня.

В обороне попроще — ты нашёл все  возможные укрытия противника в твоём секторе, ты внимательно рассмотрел  каждое из них и определил куда будешь стрелять в первую очередь. Теперь  осталось рассчитать расстояния до мест возможного нахождения целей — на  глаз, с помощью кроющей величины мушки, с помощью пальца, линейки… да  любым способом.

В наступлении гораздо сложнее. Здесь пригодятся  наработанные заранее зрительные стереотипы. Проще говоря, вот сколько ты  на гражданке и на службе тренировался в определении расстояния на  фиксированные дистанции в 50, 100, 150, 200, 300 и более метров по  ростовой человеческой фигуре, по автомобилям, по окнам домов — вот  настолько же легче тебе будет определить быстро примерное расстояние до  обнаруженных возможных укрытий противника. Тем точнее будет твой огонь,  что подавляющий, что прицельный. По живой силе и технике противника.

Данный  навык является ключевым в подготовке данных для стрельбы, но, к  сожалению, про него редко говорят и ещё меньше тренируют на практике. А  ведь как раз благодаря наработке зрительных стереотипов в разное время  дня, года, в разных погодных условиях ты можешь не только быстро  определить расстояние, но и правильно применить таблицу поправок и превышения траектории.

4) Изготовление стрелковых карточек или хотя бы подготовка данных для стрельбы в обороне на память. Пристрелка и корректировка собственного огня по целям в наступлении.

Вообще,  делают стрелковые карточки командиры отделения, пулемётчики,  гранатомётчики и снайперы. Однако потери пехотинцев в бою могут быть  такими, что скоро тебе придётся занять место кого-то из них. Поэтому  навык создания стандартной карточки огня в обороне будет нелишним к  изучению. Так, чтобы её мог прочесть командир отделения и взвода.

В наступлении ситуация быстро  меняется, поэтому важно определить расстояние до цели и скорректировать  огонь по ней. Последнее очень важно, т.к. по отзывам ребят, не все  догадываются, что можно корректировать собственные выстрелы,  ориентируясь по видимым фонтанчикам от пуль и другим физическим  последствиям выстрелов. 

5) Правильная прикладка с оружием,  занятие удобного и максимально безопасного положения при стрельбе  (обычно — лёжа). Всё это — с учётом скорее всего надетого бронежилета,  шлема-каски, подогнанной (или болтающейся) амуниции.

Этот навык  уже гораздо проще в тренировке, поскольку его нарабатывают и на занятиях  по огневой, и на занятиях по тактике. Однако важно помнить простые  лайфхаки — если можно сделать упор или обо что-то опереться (магазином в  землю, цевьём в бруствер, прислонить автомат к дереву), значит это  нужно сделать. Бой — это не спортивное состязание, поэтому помогать себе  опорой на что-либо не только можно, но и нужно. Хотя это не отменяет  выработки устойчивых положений для стрельбы лёжа, с колена и стоя — без  упора. 

6) Навык быстрого снаряжения магазинов и пулемётных лент  патронами из цинков и пачек. Включая ночные условия, включая доставание  патронов из рассыпавшихся в рюкзаке/вещмешке пачек патронов.

Казалось  бы, востребованность этого навыка очевидна. Однако... как мы видели  выше, поскольку в армии мирного времени начинают изучение оружия с  матчасти и, к сожалению, часто сводят всё обучение к этому, а чистят  оружие чаще, чем стреляют из него, то вместо отработки до автоматизма  навыка снаряжения магазинов во всех возможных условиях отрабатывают  другой навык — сборки/разборки оружия.

7) Правильное прицеливание с установкой верного прицела, удержанием ровной мушки, техника спуска и дыхания.

Этот  навык тоже является чем-то самим собой разумеющимся. Однако, просто  научиться держать ровную мушку, плавно давить на спуск и задерживать  дыхание не достаточно. Всё это будет мало полезно, если вы не нашли  место положения противника и не определили расстояние до него. После  этого вам нужно выставить верный прицел.

8) Неполная разборка оружия и устранение основных задержек закреплённого за бойцом оружия.

Навык,  с которого частенько начинают ознакомление с оружием и, к несчастью, на  нём и заканчивают, игнорируя куда более сложные и нужные навыки,  перечисленные выше. Тем не менее, уметь устранять задержки жизненно  необходимо! До сих пор на учениях и в бою случаются досадные задержки  при стрельбе, способные повлиять как на оценку, так и на саму вашу  жизнь. И хотя большая часть задержек происходит из-за плохой чистки и  смазки (последнего пункта), всё равно устранять их нужно уметь.

9) Устойчивый навык перезарядки магазина/ленты.

В  общевойсковом бою перезарядка происходит под прикрытием товарищей,  поэтому не всегда прям очень важна её супер-скорость. Однако навык  должен быть уверенным, во всех положениях для стрельбы, доведённый до  автоматизма. Тут хоть по классике доставай магазин и снаряжай правой  рукой — если делаешь правильно, то сработает.

10) Чистка оружия в полевых условиях, как с применением штатных оружейных масел и смазок, так и с помощью эрзац-способов (мыльный раствор, керосин/бензин и т.д.).

Данный  навык в конце списка именно боевых навыков, связанных со стрельбой.  Однако это не значит, что он не важен — как раз чистка оружия должна  быть последним, что делается после боя, но ПЕРВЫМ в период затишься.  Чистка и уход за оружием являются одними из основных занятий солдата  между боями. Так что размещение его в конце как бы перекидывает мостик  из боя в промежутки между ними.

И тут как раз речь про то, что нужно уметь почистить оружие, не имея  на руках стандартных средств для этого. Особенно актуально в локальных  конфликтах, вроде Донбасса, где нет нормальной армейской организации  процесса, зато оружия на руках очень и очень много.

11) Отдельно в комментариях указали навыки применения ручных гранат. Добавляю  к общему списку — имеет место быть что в оборонительном, что в  наступательном бою. Но мне сложно определить место для этого навыка в  моём списке, поскольку гранаты применяются нечасто, хотя и в важный  момент боя.

Этот навык, на мой взгляд, также относится к той  группе, что требует длительной наработки и постоянных тренировок. В  том-то и ограниченность применения гранат, что для броска на положенные  30-35 метров, да ещё с высокой точностью (попасть в траншею/одиночный  окоп), да ещё в снаряжении, вроде бронежилета и шлема, нужно немало  тренировок. Не случайно упражнение по метанию деревянного муляжа гранаты  изучают ещё в школе на уроках физкультуры, включают во всякие «весёлые  старты», а в 1930-х перед Второй Мировой популяризировали игру в городки  — точный и далёкий бросок невозможно поставить за 1-2 занятия по  метанию гранат, тем более на одного обучаемого чаще всего приходится  только 1 бросок учебной или боевой гранаты.

Хорошая новость в том, что точность бросков можно довольно просто нарабатывать на гражданке. 

Некоторые выводы

В бою чаще всего требуются наиболее  сложные из навыков огневой и тактической подготовки. Не быстрой  разборкой/сборкой АК ты убиваешь противника, но точным определением  места, где он сидит, расстоянием до него, хорошей прикладкой, верным  прицелом и спуском. 

Возможно (но это не точно), эффекты паники,  непонимания что происходит у необстрелянных солдат в первом бою связаны  не только с громкими звуками и шокирующей картинкой. Возможно, чем  сильнее разрыв между сложными и наиболее востребованными в бою навыками и  простейшими, которые они натаскивали в учебке — тем сильнее будет шок.  Грубо говоря, перезаряжаешь магазин хорошо, забиваешь его патронами,  держишь ровную мушку по ростовой мишени на 100 метров… А в бою тебе надо  найти окопавшегося на опушке леса где-то в 300 метрах противника,  который ещё и густо поливает длинными очередями из пулемётов. Солдат  противника толком не видно, но подавлять их надо. Нашёл их конечно же не  ты — опытный напарник влепил тебе пощёчину, чтобы ты пришёл в себя,  повернул твою голову и сказал: «Опушка леса, около трёхсот метров, туда  еб%шь!».

Хорошая же новость в том, что наиболее сложные навыки, вроде  определения расстояния на глаз и с помощью различных предметов, осмотр  местности на предмет возможных укрытий и, иногда, даже поиск возможных  позиций, которые бы занял противник — всё это можно тренировать на  гражданке в рамках самостоятельной подготовки, в патриотических клубах  или с друзьями.

Простейший пример: находим в своём населённом  пункте точку с хорошим обзором, откуда видно людей и автомобили,  измеряем от неё расстояния по Яндекс-картам инструментом Линейка,  приходим на место и смотрим, запоминаем как выглядят фигуры, скажем, на  расстоянии 200 метров на автобусной остановке. Как выглядят автомобили с  разных расстояний и разных габаритов. Представляем габариты  бронетехники в сравнении с автомобилями. И так далее. То же касается  расстояний до домов, размеры окон в них на разных дистанциях. Всё это  худо-бедно помогает нарабатывать зрительные стереотипы, помогающие потом  определять расстояния до объектов при помощи различных приблуд, начиная  от пальца/линейки и заканчивая приборами наблюдения. 

Только не пугайте окружающих, замирая как столб с биноклем, аха-ха. Деликатнее как-нибудь.

Дополнение в список навыков: гранаты

В комментах к посту про наиболее востребованные навыки из огневой  подготовки для общевойскового боя поступило много дополнений. В том  числе про гранаты. Это очень верное замечание. 

Судя по тому, что я  читал сам и даже чуть-чуть понаблюдал в армейке, навык применения  ручных гранат — это как раз лучший пример разрыва между «тем, что  делаем» и «тем, что нужно в бою». 

Например, в  рамках очень куцего КМБ в нашей учебке мы метали корпуса гранат Ф-1  ровно один раз. На курсанта полагался один бросок на дальность, один на  точность. И всё. Судя по циклу интервью, похожая картина наблюдалась у  всех, кто не мотострелок, спецназовец, десантник или морпех. 

Вместе  с тем, по учебникам кидать гранаты далеко и точно должны если не все  бойцы отделения, то бойцы манёвренной подгруппы — стрелок, старший  стрелок и помощник пулемётчика. 3 человека из 7 пехотинцев отделения.  Ну, ещё командир отделения. Тогда 4 из 7. Гранаты забрасывают в  окоп/траншею перед его преодолением. Гранатами отбиваются от подошедшего  близко противника, бросая из окопа. Гранаты забрасывают в окна домов, в  том числе на уровень второго этажа. Гранаты закатывают в комнаты во  время зачистки. В британском фильме 1970-х гг. о тактике пехотного  отделения в бою манёвренная подгруппа подбирается близко к противнику и  именно гранатами уничтожает его. Получается, что в бою минимум от  половины состава отделения (4 из 9 человек всего, 4 из 7 спешивающихся)  требуется сформированный навык точного броска гранаты. 

Но при том количестве времени, что на его формирование обычно выделяется, наработать его сложно. 

Именно  поэтому метание деревянного массо-габаритного муляжа гранаты входило  раньше в школьные уроки физкультуры, в занятия по НВП в школе и в  патриотических клубах. Именно поэтому в СССР 1920-1930-х гг. всё ещё  была популярна дореволюционная игра в городки. А в повести Льва Кассиля  «Дорогие мои мальчишки» про подростков предвоенного и военного времени  (тружеников тыла, жителей городка на противоположном берегу Волги от  Сталинграда) прямо есть глава «Гранатомётчики, на линию!», где  описывается соревнование по метанию гранат между флотскими юнгами и  местными рабочими парнями. Короче, навык точного броска нарабатывается в  основном в доармейский период, а в армии уже предполагается его  практическое использование с самими гранатами. Также, как и с наработкой  глазомера. 

* Это всё реклама необходимости НВП в школах, хе-хе, а  также популяризации соответствующих игр. Футбол — это, конечно, хорошо,  но и перебрасываться деревяшками в габарит окопа на очки метров с 20-30  тоже вполне азартно. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded