ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Category:

Про министра и его любовницу в России, которую мы потеряли

"В августе 1912 года начальник Главного артиллерийского управления великий князь Сергей Михайлович, узрев новые прицелы орудий береговой обороны в Англии, повелел делать такие же и для русских пушек береговых батарей. Вроде удобно: наводишь прицел на ватерлинию корабля-мишени – а пушка автоматически принимает нужный угол возвышения. Наши схватились за голову: батареи англичан стоят на возвышенностях в полтора километра – на скалах и горах. Поэтому погрешность при наводке у них маленькая. А батареи Финского залива построены на низменностях, где английская прицельная система будет выкидывать снаряды в "молоко". Крылов с расчётами поехал на заседание Артиллерийского учёного комитета. А там мнутся: ну как сказать великому князю Сергею Михайловичу, что его решение – дурацкое? А одобрять его тоже нельзя.

Стали тянуть время. Нашли повод: на заседании не присутствовал генерал Алексей Маниковский – начальник артиллерии Кронштадтского района, каковому и пришлось бы применять в случае чего эти новые прицелы. А Маниковский был человеком честным, умным и энергичным. Именно его царь сделает начальником Главного артиллерийского управления в Первую мировую войну, когда армия столкнётся с нехваткой снарядов. Именно умница Маниковский будет впоследствии злейшим врагом частных подрядчиков, которые поставляли снаряды армии по завышенным на сотни процентов ценам. Именно его будут требовать снять с должности крупные капиталисты, потому что он мешал им грабить казну и народ. Именно Маниковский затем станет начальником ГАУ Красной армии и примется верно служить новой власти, пока не погибнет в железнодорожной катастрофе, уехав в командировку в Туркестан в январе 1920-го.

Итак, Маниковский приехал, и заседание по вопросу новых прицелов собралось снова. Храбрый генерал с ходу заявил: предложенные великим князем устройства – полный "отстой". Один из генералов-подхалимов пробовал возразить:

– Я не усматриваю, почему обыкновенная прицельная труба не будет давать требуемой точности.

Маниковский в ответ выдал:

– Ваше высокопревосходительство, если вы эту трубу всунете окуляром себе в ж…, тогда, быть может, усмотрите…

Скандал был первостатейным. Главная проблема: как бы пресечь инициативу великого князя Сергея, да так, чтобы он об этом не узнал? Шутка ли – ткнуть члена семьи Романовых мордой в грязь. [В общем, кулуарно придумали: подносим взятку в 10 тысяч рублей (сто "катенек") любовнице великого князя – балерине Матильде Кшесинской.] Ну а та увозит любовника (главного куратора артиллерии России) на пляжи Ниццы или Трувиля. А когда тот вернётся, то уж не вспомнит про свой бзик.

"Отсюда ясен тот вред, который бессознательно приносили великие князья, стоящие во главе управлений. Знаниями они не обладали, но все должностные лица боялись "огорчить" великого князя оспариванием его мнения: к празднику припомнит строптивость, да из наградного списка и вычеркнет.

Дворец Матильды на углу Каменноостровского проспекта и Дворянской улицы привлекал всеобщее внимание. Еду как-то на Металлический завод мимо этого дворца, извозчик на козлах и отпускает философское замечание:

– Дом-то какой, слышь, царская фря построила, п…. й нажила…

Но он, очевидно, не знал, что Матильда обладала и другими способами наживы. На артиллерию тратилась в то время сотня миллионов в год; один процент комиссии – вот уже миллион…", – вспоминал потом наш великий кораблестроитель. (А.Н. Крылов. "Мои воспоминания". Ленинград. "Судостроение", 1979 г. С. 198.)
=========================================
Что-то неуловимо знакомое, правда?

И чуть-чуть о выдающейся Матильде Кшесинской:
1) Про тот самый дом.
> Особня́к Кшеси́нской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2-4 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.
Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А. И. Дмитриев.
http://www.serzh.ru/landscapes/petrogr/images/img-053.jpg
2) Сама:
> http://teatral.storeland.ru/web/upload/goods/images/3/296/295890/matilda-kshesinskaja-afacdb.jpg
В 1890 году окончила Императорское театральное училище, где её педагогами были Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год. В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки:

У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства.

— Матильда Кшесинская. Воспоминания.

Танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова: фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке». После отъезда в Италию Карлотты Брианца, к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». 18 ноября 1892 года, в день 50-го представления балета, балерина записала в своём дневнике:

В 1892—1894 годах была любовницей цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II); их отношения прекратились после помолвки цесаревича с Алисой Гессенской в апреле 1894 года. Говорят, что Николай истратил на неё сумму, на которую можно было построить броненосец.

Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне родился сын Владимир (в семье его звали "Вова"), получивший по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кшесиньские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем). В 1925 году перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

====================================
Разумеется, меня в этом вопросе интересует только прекрасный особняк, как архитектурный памятник. Надо будет глянуть при случае.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments