ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Category:

Образование на Кубе

Оригинал взят у kua1102 в Образование на Кубе

Сегодня мы поговорим об образовании на Кубе. В настоящее время Куба занимает лидирующее место по показателям уровня образования не только среди стран Латинской Америки, но и среди развитых государств.

С первых дней революции 1959 года на Кубе в сфере образования начались коренные перемены. До этого образование в стране было доступно лишь представителям зажиточных слоев. По данным переписи населения 1953 г., около 550 тыс. детей в возрасте от 6 до 14 лет (практически половина детского населения) не посещали общеобразовательных школ, в то же время 10 тыс. учителей были безработными. К моменту революции Куба представляла собой страну, в которой 30% населения были неграмотны, а 90% находились между полной и функциональной безграмотностью [1]. Одной из первых мер, предпринятых кубинским правительством в 1959г., стало увеличение числа начальных школ, а с 1972 г. начала действовать программа по гарантии среднего образования всем гражданам страны. Сегодня на Кубе средний уровень образования составляет не менее 9-ти классов и является обязательным. Развернулась кампания по универсализации высшего образования: высшие учебные заведения должны будут охватывать все муниципии страны. Если говорить об основных решенных кубинским государством задач в области образования, то к ним можно отнести: полную ликвидацию безграмотности, внедрение разнообразных и более эффективных форм обучения, создание и совершенствование среднетехнического и профессионального образования, увеличение не только количества школ, но и высших учебных заведений, устранение различий в обучении между юношами и девушками, иных социальных различий.

Социальные особенности кубинской системы образования проявляются в следующих основных принципах ее функционирования.

1. Определяющая роль социальной политики государства в развитии национальной образовательной системы. Государство не только несет ответственность за ее структуру и деятельность, но и финансирует все затраты в этой сфере. Все текущие и инвестиционные расходы системы образования (строительство школ, оборудование и т.д.) покрываются из госбюджета. Достаточно сказать, что в 1990-2001 годах, несмотря на имеющиеся в стране финансово-экономические трудности, удалось удерживать бюджетные расходы на образование в процентном отношении от ВВП на весьма высоком уровне (около 8%), а в процентном выражении от общих расходов даже увеличить с 15,8% в 1990 г. до 18,1% в 2001 г. В 2003 г. бюджетные расходы кубинского государства на образование составили примерно 3 млрд. песо.

2. Обеспечение бесплатности образования на всех уровнях. В Конституции Кубы записаны принципы: "Обучение во всех учебных заведениях страны (начальная школа - университет) является одинаково доступным для всех" и "Образование является бесплатным". Эти принципы не просто декларируются, но имеют соответствующие гарантии их реализации. Кубинские дети бесплатно получают необходимые школьные принадлежности, школьную форму, в школах интернатах - обеспечивается бесплатное питание и безвозмездно выдаются предметы первой необходимости; во всех медицинских учреждениях страны школьникам и студентам оказывается бесплатная медицинская помощь и т.д.

3. "Всеобуч" и равноправие в получении образования, т.е. предоставление равных возможностей независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания и места проживания. На Кубе существуют организации: Министерство Образования, Комитет по защите революции, Национальная полиция и др., которые контролируют как поступление детей в школы, так и их последовательное обучение в них. Ведется планомерная работа с неблагополучными и неполными семьями, они получают поддержку и материальную помощь, чтобы позволить детям учиться на равных условиях с детьми из нормальных семей. Недавно создана "школа комплексного повышения квалификации "Кохимар", предназначенная для решения двух основных задач: предоставить возможность продолжить или получить университетское образование молодежи от 17 до 35 лет, не учащейся и не работающей, а также подготовить социальных работников, которые будут помогать вышеперечисленным организациям обеспечивать на местах всеобщее обучение.

4. Учеба без отрыва от производства. На Кубе учёба совмещается с работой во имя осуществления главной цели образования - соединить теорию с практикой, школу с жизнью, а образование с производством. Использование этого принципа развивать сознательность учеников как будущих производителей социальных благ. Например, школьники вносят реальный вклад в обеспечение населения продуктами питания.

5. Демократическое участие всего общества в решении задач народного образования. Этот принцип подтверждает общественный характер кубинского образования. В обеспечении всеобщего обучения участвуют не только социальные и негосударственные организации и институты, но и общественность. Родители, например, оказывают помощь школам в организации и проведении культурных, эстетических, спортивных, а также разного рода развлекательных мероприятий.

6. Дифференцированный и комплексный подход в процессе школьного обучения. В каждой школе стремятся выявить как способности, так и возможные проблемы детей с учетом обстановки и воспитания в семье. Проводится изучение каждого ребёнка, анализируется положение семьи, окружающей её среды и после этого учитель работает персонально с каждым учеником. В частности, такое внимание оказывается развитию и участию девочек в школьной жизни. И не случайно: в настоящее время, по официальным данным, именно девушки играют лидирующую роль в студенческих организациях.
Дошкольное образование
Теперь более конкретно рассмотрим, как социальные особенности системы образования на Кубе проявляются в специфике разных уровней этой системы. Начнем с дошкольного воспитания, которое квалифицируется здесь как подготовка детей в возрасте от 0 до 5-ти лет к последующему успешному школьному образованию. Учитывая, что детские сады и учреждения так называемого "дошкольного учебного года" имеют возможность посещать сравнительно небольшой процент кубинских детей (в 2002 г., например, соответственно - 17% и 12%) и для того чтобы дошкольники, не посещающие государственные воспитательные учреждения, смогли успешно влиться в учебный процесс, в 1992 г. принята социальная программа "Обучи своего ребенка". Эта программа позволяет подготовить членов семьи самостоятельно осуществлять воспитательную работу с детьми в домашних условиях. Анализ эффективности данной программы, проведенный в 1994-1999 годах показал высокий уровень развития детей, подготовка которых велась на ее основе. Отметим главные особенности работы с дошкольниками на базе программы "Обучи своего ребенка": родители (семья): ведется систематическая подготовительная работа по вопросам воспитания и развития ребенка; индивидуальный подход: консультации врачей от одного до двух раз в неделю членов семей, имеющих детей в возрасте до 2 лет в медпунктах по месту жительства; работа с группами: двухчасовые встречи по два раза в неделю с семьями, имеющими детей в возрасте от 2 до 5 лет. Дети в возрасте от 5 до 6 лет, проживающие в отдаленных или труднодоступных сельских районах Кубы, кроме индивидуального воспитания, посещают два раза в неделю ближайшую начальную школу в сопровождении кого-либо из членов семьи.

Для обучения членов семей и контроля за исполнением воспитательных мероприятий внутри семьи, привлекаются на добровольных началах учителя, преподаватели, воспитатели, врачи, медсестры, пенсионеры, студенты и общественные работники. Число участников указанной Программы из года в год увеличивается.
Среднее образование
Среднее образование делится на две группы: базовое и доуниверситетское.
Начальное образование на Кубе является обязательным и составляет 6 лет. В начальных школах большое внимание уделяется развитию умственных способностей, формированию практических навыков к самостоятельной работе, приобретению и соблюдению общественных норм поведения и правил проживания в коллективе. Дети получают элементарные знания об окружающей природе и обществе, учатся трудиться на пришкольных участках, выращивая зелень и овощи для школьных В упомянутых школах не наблюдается отсева учащихся, и не случайно. В настоящее время Куба занимает самое высокое место в Латинской Америке по числу учащихся, поступивших и закончивших обучение в начальной школе .

Примечательны и такие факты: в 2002 г. почти 20 тыс. кубинских преподавателей начальных школ прошли подготовку по работе с компьютером; между школами было распределено 82 тыс. телевизоров (один телевизор на 40 учеников) и 22,5 тыс. видеомагнитофонов, 24 тыс. персональных компьютеров, в том числе 8976 компьютеров поступило в начальные школы.

Что касается неполной средней школы, то она включает в себя обучение с 7-го по 9-й класс включительно. Учеба в этих классах сочетается с трудовой деятельностью, трудовым воспитанием, ведется работа по профориентации. Заметим, что в сельских школах обучение ведется по принципу интерната. А учащиеся городских школ на 5-7 недель в году выезжают на сельхозработы. Государством выделяются значительные средства на повышение качества обучения и технической базы данных учебных заведений.

Проводятся мероприятия, направленные на сокращение числа учащихся в каждом классе до 15 человек с целью обеспечения индивидуального подхода преподавателя к каждому ученику в процессе обучения и воспитательной работы.

Неполное среднее образование является обязательным. По его завершении ученикам предоставляется выбор между продолжением образования в средних школах или переходом в профессионально-технические училища. Для продолжения же образования в университете нужно завершить полное среднее образование.

Средняя школа по-испански - preuniversitario - является заключительным этапом среднего образования и знаменует собой важное звено в формировании личности. В этих школах (10-12 классы) идет процесс расширения и углубления знаний, развиваются способности и навыки, необходимые для продолжения учебы в высших учебных заведениях, техникумах, профтехучилищах или начала трудовой деятельности. В стране действуют 193 городских и сельских средних школы, в которых обучаются более 93 тыс. учащихся. Количество школьников, получивших среднее образование, увеличилось в стране с 23,4% в 1999 г. до 34,9% в 2002 г.

Процент отсева учащихся за этот период удалось снизить с 3,6% до 2,7%. Эти данные свидетельствуют о росте возможностей кубинской молодежи для получения среднего образования, усилении социальной защищенности кубинской системы образования, которая позволяет повышать уровень образованности населения.

В сети школьных учреждений обеспечивающих среднее образование, профильные школы, в которых ведется тщательный отбор учащихся в соответствии с их способностями: Речь идет о школах со специальной программой по изучению точных наук; профильных школах по подготовке педагогических кадров, в том числе преподавателей искусств; школах начального спортивного уровня, а также высшего спортивного мастерства; наконец, школах искусств. Кроме того, действуют еще несколько средних школ военного типа, выпускникам которых предоставляется возможность поступления в высшие военные учебные заведения. Для поступления в профильные школы необходимо сдать вступительные экзамены по родному языку, математике и истории. В обычные же полные средние школы принимают на основании среднего балла с которым ученики заканчивают неполную среднюю школу. Попасть в специализированные школы удается только ученикам с высокими проходными баллами.

Особое внимание уделяется средним школам с педагогическим уклоном (их более 30), где обучаются дети, обладающие педагогическими наклонностями. Они имеют важнейшее значение в формировании будущего преподавательского состава. В школах подготовки преподавателей искусств, например, учатся школьники, обладающие музыкальными, художественными, прикладными, театральными и танцевальными способностями, которые после 4-х летнего обучения могут работать в качестве инструкторов искусств в учебных заведениях национальной системы образования и домах культуры. В стране действует 15 таких школ, в которых обучаются более 11 тыс. учащихся. В школах начального спортивного уровня и высшего спортивного мастерства общеобразовательная программа сочетается со спортивными тренировками и обучением различным видам искусств.

Среди специализированных школ выделяется школа "Ленина", с программой усиленного обучения точным наукам. Для поступления в нее государство выделяет определенное число мест для каждого района страны. При этом центральные районы, где в основном проживают семьи с более высоким материальным и социальным положением и где уровень знания детей значительно выше, чем у детей из более отдаленных районов, получают меньше вступительных мест и конкурс для них, естественно, выше. Это делается с целью компенсировать социальные различия в условиях жизни детей из менее развитых районов, которым в большинстве случаев удается завершить свое образование в школе "Ленина", где в процессе обучения идет отсев учащихся, чей средний балл снизился до 85 (по 100-бальной системе оценки). Это школа-интернат, ученики живут здесь 5-6 дней в неделю, и лишь в выходные дни могут побывать дома.

Выборочные опросы выпускников названной школы в 2003 г. показали, что из 1400 поступивших около 200 учеников не смогли завершить свое образование. Среди причин отчисления - не только снижение успеваемости, но и проблемы с дисциплиной. Большинство опрошенных констатировали непростые условия обучения, когда приходится выполнять жесткие требования как в учебе, так и в поведении в быту, когда пропускать уроки или опаздывать даже на 5 минут считается серьезным нарушением. Готовиться к контрольным работам, семинарам и экзаменам необходимо самостоятельно, без рассчета на помощь родителей или репетиторов. Каждые две недели нужно 5 дней отработать в поле. Вместе с тем, окончившие школу положительно оценивали товарищескую атмосферу, которую в ней сумели создать педагоги. Большинство учеников отметили, что смогли успешно закончить свое обучение в школе "Ленина" только потому, что научились жить в коллективе, делясь со своим товарищами, помогая друг другу. По их словам, эта школа учит солидарности и равенству. Строгая, единая форма не позволяет учащимся выделяться своим материальным положением, и все их усилия, в основном, концентрировались на процессе обучения и углубления знаний.

Высшее образование
Теперь рассмотрим некоторые особенности высшего образования на Кубе. Оно нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов по широкому спектру специальностей. В кубинских вузах студенты получают знания, сочетая учебу с производственной практикой, в ходе которой сталкиваются с реальными проблемами общества. Довольно широкое развитие в вузах получила научно-исследовательская деятельность как преподавательского, так и студенческого состава, что позволяет им вносить существенный вклад в общественно-экономическое развитие страны.

Учитывая социальные различия кубинских граждан, система высшего образования предоставляет студентам возможность обучаться на дневном, вечернем и заочном отделениях вузов. Дневное отделение предназначено для студентов, поступивших сразу после окончания средней школы. Вечернее и заочное отделения - для работающих студентов. Длительность обучения на вечернем отделении на год больше, чем на дневном. Заочное обучение базируется на самостоятельной подготовке студентов и консультациях с преподавателями.

Принимая во внимание существенные изменения, произошедшие как во всем мире, так и в кубинском обществе за последние годы, в стране были внесены определенные коррективы в планирование и подготовку специалистов с высшим образованием. Этим объясняется динамика количества выпускников системы высшего образования (тыс. чел.) в 1997-98 - 2001-02 уч. годах: 1997-98 гг. - 19,4; 1998-99 гг. - 16,9; 1999-00 гг. - 16,5; 2000-01 гг. - 17,0; 2001-02 - 16.8. Как видим, численность специалистов - выпускников вузов в последние годы несколько уменьшилась. Одновременно осуществлялись меры по повышению качества высшего образования, обеспечению более эффективного использования человеческих и материальных ресурсов.

В настоящее время на Кубе идет разработка программы универсализации высшего образования. Цель ее состоит в том, чтобы все желающие получить высшее образование могли это сделать, и к тому же бесплатно. Для этого создаются университетские центры, предназначенные для обучения студентов по месту их жительства. Эта программа имеет строгую социальную направленность, предусматривая, в первую очередь, решить проблему обучения студентов из отдаленных районов, материально менее обеспеченных. Одновременно продолжается работа над повышением качества и эффективности высшего образования.

Этому способствуют курсы повышения квалификации. Действуют более 200 учебных заведений, на базе которых проводятся эти курсы более чем по 100 специальностям. Приоритетными направлениями повышения квалификации специалистов с высшим образованием являются: образование; генная инженерия и биотехнология; производство медикаментов; программа производства продуктов питания; сфера туризма. По указанным направлениям ежегодно повышают свою квалификацию около 125 тыс. кубинских специалистов.[1]

Невзирая на то, что образование для граждан Кубы бесплатно, иностранным студентам, желающим учится здесь, необходимо оплатить от 4 до 7 тысяч долларов. Иностранные студенты должны также иметь степень бакалавра или аналогичную, получить визу и пройти обязательные занятия по испанскому языку. В 1999 году была внедрена схема, предназначенная для привлечения студентов-медиков из непривелигированных семей в США, Британии, Латинской Америке, Карибском бассейне и Африке. В Гаване обучаются студенты более чем из 20 стран мира.

В 2006 году Венесуэла и Куба запустили образовательные программы совместного спонсирования в Боливии (Эль-Паломар). Куба также поддерживает тесные связи в образовательной сфере с Великобританией и другими странами ЕС.[2]

У Кубы есть 47 университетов, и полная университетская регистрация - приблизительно 112 000 граждан.

Основным и самым известным учебным заведением страны является Гаванский университет, который был основан в 1728 году, где до 1999 года преподавался русский язык, как основной, работу этого факультета курировал российский университет МГУ. Первоначально университет имел религиозную направленность и носил название Real y Pontificia Universidad de San Geronimo de la Habana, что в переводе с испанского означает Королевский и Папский университет Святого Иеронима. В XVIII веке всем подобным заведениям, которые создавались при участии испанцев, надлежало получить разрешение монарха или папы римского, поэтому в названиях университетов появлялись приставки Королевский или Папский. Разрешение на открытие Гаванского университета дали король Филипп V и папа Иннокентий XIII.

В 1842 году университет изменил свой статус и стал предоставлять своим студентам светское образование. Сначала название было изменено на Real y Literaria Universidad de La Habana — Королевский и Литературный университет, а позднее на Национальный университет.

Сначала университет находился в Старой Гаване в районе Вилла-де-Сан-Кристобаль, а 1 мая 1902 года он переехал в новое здание, которое располагалось в районе Ведадо. Торжественность и величественность строению придают его большие размеры, а также архитектурные элементы, выполненные в стиле неоклассицизма. Интерьеры университета, созданные Армандо Менокалем, украшают семь фресок, которые символизируют медицину, искусство, мышление, гуманитарные науки, литературу и право.

Перед главным входом установлена бронзовая статуя Альма-матер. Автором фигуры, созданной в 1919 году, является художник Марио Корбел, а моделью выступала Феличиана «Чана» Виллалон, 16-летняя дочь профессора аналитической математики Гаванского университета Хосе Рамона Виллалон Санчеса. «Чана» вышла замуж за дальнего родственника Армандо Менокаля — Хуана Мануэля Менокаля, профессора права. У последнего, когда тот преподавал в университете, обучался будущий глава Кубинской революции — Фидель Кастро. Внучка «Чаны» и Хуана Мануэля Менокаля, Мария Роса Менокаль сегодня является известной писательницей, также она занимает должность директора Гуманитарного центра Йеля.

В 1952 году к власти на Кубе пришёл Фульхенсио Батиста и университет стал центром антиправительственных протестов. В ответ на это, генерал закрыл учебное заведение. Лишь в 1959 году, новый глава государства Фидель Кастро вновь открыл университет.
В Гаванском университете насчитывается 14 факультетов. Обучение проводится по 25 различным специальностям, а количество студентов равно 6 тыс. человек.

Факультеты:
*Биологический;
*Фармацевтики и пищевых продуктов;
*Физический;
*Географический;
*Математики и компьютерных наук;
*Психологический;
*Химический;
*Искусств и литературы;
*Коммуникаций;
*Права;
*Философии и истории;
*Экономический;
*Туризма;
*Бухгалтерского учёта и финансов.

Также, Гаванский университет представляет возможность дистанционного обучения.[4]

Другие официальные университеты Кубы, это:
- Восточный Университет (основанный в 1947)
- Центральный Университет Лас Вильяс (основанный в 1952).
- Аграрный университет Гаваны
И частные университеты:
- Католический университет Святого Томас де Вильянуева (основанный в 1946);
- Масонский университет, и Университет Ла Салла в Новом Заповеднике.[3]

Список источников:
1. Источник
2. Источник
3. Источник
4. Источник

Ключевые слова: Система образования на Кубе, Система образования Кубы, Образование на Кубе, Школьное образование на Кубе, Высшее образование на Кубе, Куба, Высшие учебные заведения Кубы
Key Words: Cuba, Education, The education system in Cuba


Образование в Пакистане
Образование в Норвегии
Образование в Непале
Образование в Марокко
Образование в Малайзии
Образование в Ливане
Образование в Литве
Образование в Кении
Образование в Коста-Рике
Образование в Колумбии
Образование в Гонконге
Образование в Индонезии
Образование в Зимбабве
Образование в Джибути
Образование во Вьетнаме
Образование в Боливии
Образование в Венесуэле
Образование в Буркина-Фасо
Образование в Замбии
Образование в Доминиканской республике
Образование в Гане
Образование в Уэльсе
Образование в Армении
Образование в Алжире
Образование в Албании
Образование в Сингапуре
Образование в Новой Зеландии
Образование в Швейцарии
Образование в Мексике
Образование в Египте
Образование в Турции
Образование в Чили
Образование в Иране
Образование в Индии
Образование в Аргентине
Образование в Израиле
Образование в Словении
Образование в Португалии
Образование в Словакии
Образование на Мальте
Образование на Кипре (высшее образование)
Образование на Кипре (дошкольное и школьное образование)
Образование в Ирландии (Высшее образование)
Образование в Ирландии (начальное и среднее образование)
Образование в Болгарии
Образование в Венгрии
Образование в Хорватии
Образование в Испании
Образование в Австралии
Образование в Греции
Образование в Корее
Образование в Великобритании
Образование в Бельгии
Образование в Бразилии
Образование в Исландии
Образование в Италии
Образование в Шотландии
Образование в Австрии
Образование в Чехии
Образование в Голландии
Образование во Франции
Как поступить в ВУЗ Германии? Пособие для абитуриента
Образование в Германии
33 лучших университетов Японии
Образование в Канаде
Высшее образование в Швеции
Высшее образование в Дании
Уезжаем работать в Норвегию
Эмигрируем в Данию - пособие для желающего туда попасть
Эмигрируем в Швецию
Образование в Японии
Высшие учебные заведения в Китае
Образование в Китае

При использовании этого материала прошу давать ссылку на мой сайт.
Записки о героях, несправедливо забытых, и моем к ним отношении

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments