ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Плоды Революции. Достижения Октября. Часть 1.

По случаю 100-летия Октября мы публикуем список достижений Революции, которые она подарила советским людям и миру.

Ликвидация сословий.

Величайшее счастье — освободиться от вековых сословных перегородок, когда неравенство жителей России было узаконено. С 11 (24) ноября 1917 года сословия были упразднены, все люди в России стали гражданами республики, что было так же закреплено с имущественной точки зрения.
С «избранными» по праву рождения было покончено.

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов:

Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и
сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения,
сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские
чины упраздняются.
Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина,
крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и
наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч.
советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего
населения России наименование граждан Российской Республики.
Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно
передаются соответствующим земским самоуправлениям.
Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно
поступают в распоряжение соответствующих городских
самоуправлений.
Ст. 5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы
передаются немедленно в ведение соответствующих городских и
земских самоуправлений.
Ст. 6. Все соответствующие статьи доныне действовавших
законов отменяются.
Ст. 7. Настоящий декрет вступает в силу со дня его
опубликования и немедленно приводится в исполнение местными
Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Настоящий декрет утвержден Центральным Исполнительным
Комитетом Советов рабочих и солдатских депутатов в заседании
10 ноября 1917 г.
Подписали:
Председатель Центрального Исполнительного Комитета
Я.Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл.Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В.Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н.Горбунов.





Дружба народов.

Интернационализм свойственен нашей стране. Причина этого кроется в далёком прошлом. Дело в том, что Россия располагается на гигантском евроазиатском перекрёстке, по которому вдоль и поперёк двигались разные народы в торговых или завоевательных целях. Само Древнерусское государство образовалось вокруг торгового пути «Из варяг в греки», поэтому интересы торговли требовали умеренного поведения в отношении путешественников. С другой стороны, русские кооперировались со страдавшими от завоевателей народами. Третьей причиной появления феномена дружбы народов был феодальный тип колонизации новых земель, когда новую территорию делали провинцией царства, не посягая на его обычаи. Так, через несколько лет после разгрома Казанского ханства татарские воины присоединились к войску Ивана Грозного, в составе которого сражались в Ливонии.

Так как Российская империя до самого конца формально оставалась феодальной, то сохранялось и единство перед короной. Однако, с момента формирования капиталистических отношений возникли соответствующие явления, как национализм и расизм. Ведь если все вокруг обогащаются, то что объединяет? На Западе это Закон, единство языка нации, а в Российской империи? Если несколько сотен лет жили в многонациональной стране и за какие-то 50 лет решили наверстать упущенное, то получается либо бардак, либо уродство. Что и вышло. К началу ХХ века государственный антисемитизм, презрение к инородцам Закавказья и Средней Азии, а так же прибалтийским жителям достигли своего максимума. Этим явлениям сопротивлялись по всей империи, наличие национальных формирований в интернациональной Красной Армии тому явное подтверждение.

Поэтому с таким подъёмом был воспринят принцип интернационализма, который утвердили большевики. Более того, дружба народов делает Советский Союз уникальным государством по сравнению со странами Запада и многими странами Востока, где расизм и национализм, к несчастью, являются частью культуры и источником гигантских проблем (см. Мьянма, ЮАР, США, Евросоюз). Принцип дружбы и взаимного уважения между разными национальностями в пределах одной страны — это принцип будущего!



Права трудящихся.

30 октября 1917 года Совет Народных Комиссаров издаёт «Декрет о восьмичасовом рабочем дне».
В 1918 году принимается первый Кодекс законов о Труде.
1) Впервые в мире законодательно устанавливается 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя. В дальнейшем рабочая неделя была сокращена до 40 часов. До революции рабочий день достигал 11.5 часов официально и до 16 неофициально.
Для сравнения, в США лишь в 1938 году приняли закон, о 44-часовой рабочей неделе и об оплате сверхурочной работы в полуторном размере.
2) Всё население в возрасте от 16 и до 50 лет подлежит трудовой повинности и вместе с тем имеет право на труд по своей специальности. Безработица, как буржуазный инструмент сдерживания зарплат и иных прав трудящихся, подлежала искоренению.
3) В случае привлечения к труду несовершеннолетних (14-16 лет) срок рабочего дня устанавливается не более, чем в 6 часов.
4) Заработная плата устанавливалась по характеру труда — чем тяжелее и опаснее труд, тем больше вознаграждение.
5) Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере, в отличие от дореволюционных времён, когда работодатели частенько удерживали заработную плату за сверурочную работу. Доплаты определялись кроме того и за ночную работу, и за другие виды сверхурочного труда.
6) Сверхурочные работы ограничивались 4 часами подряд в целях соблюдения гигиены труда.
7) Трудящиеся имели право на 2-недельный отпуск.
8) Женщины получили право на декретный отпуск: при умственном характере труда 6 недель до и 6 после рождения ребёнка; при физическом характере труда — 8 недель.
Кроме первого в мире трудового законодательства, вставшего на сторону трудящихся, в СССР активно стали внедрять культуру и гигиену труда.



Права женщин.

1) Мужчины и женщины были уравнены в правах относительно брака и развода Декретом ВЦИК и СНК от 16 (29) декабря 1917 года. В Российской империи женщина принадлежала мужу почти полностью, что регулярно вело к злоупотреблению своими правами на силу.
2) Женщины получили право на декретный отпуск для рождения ребёнка.
3) В течение декретного отпуска женщине выплачивалось пособие в размере заработной платы.
4) Женщины получили равные с мужчинами права по оплате труда и по сверхурочным выплатам.
5) Женщины освобождались от подземных работ и работ в ночное время.
6) Женщины получили право на образование на равных с мужчинами.
7) Политические права голоса и выдвижения в органы власти так же были уравнены между мужчинами и женщинами.

Для сравнения женщины в Англии в избирательных правах были уравнены в 1928 году, во Франции в 1944 году, в Швейцарии в 1971 году, в Швеции в 1921 году, в Голландии в 1919 году, в США в 1920 году.



Создание детства.

Можно поспорить когда именно было создано понятие детства, т.е. высвобождение детей от тяжкого физического труда с малого возраста с целью предотвращения младенческой и детской смертности, и признание за ними права на начальное образование. Однако, по сравнению с царской и буржуазной Россией, большевики смогли наиболее массово воплотить мечту о детстве в жизнь.
В «России, которую мы потеряли» до конца ХIХ в. был детский труд. Даже когда его запретили, то у крестьян и рабочих просто не было выхода, кроме как привлекать детей к мелким подработкам. Отсылаю вас к позавчерашнему посту со статьей Льва Толстого «О голоде», где подробно описывался крестьянский быт.

После Революции для начала запретили труд подростков до 14 лет. Разумеется, между датой принятия закона и массовым изменением практики прошло лет 20, но новый курс набирал обороты. Детям обеспечили среднее образование. Это касалось и беспризорных детей двух прошедших войн. Позже начали создаваться пионерские лагеря и дома отдыха — с появлением «октябрят», пионерской организации и Коммунистического Союза Молодёжи.
В конце концов то, что называют советским детством, было создано, и страшное явление в виде повальной детской смертности в возрасте до 9 лет, чем болела Россия до Октября, отпустила народ, как растаявший морок. И это был упорный труд многих поколений советских людей, создававших новое будущее. Особенно ценно это достижение на контрасте с тем, как жилось детям в Российской империи начала ХХ века.



Спасение беспризоников.

Первая Мировая война, в которую Россию втянули «за бороду Николая II» в виде долгов империи перед французским, британским и американским капиталом, а так же Гражданская война лишили страну нескольких миллионов мужчин, т.е. отцов и глав семей. В результате советскими органами охраны порядка фиксировалось до 6 млн беспризорных детей в 1921 году.
Многим знакомо произведение Диккенса о беспризорниках «Оливер Твист». Кое-кто смотрел фильм «Однажды в Америке», а может даже «Город Бога». В этих произведениях прекрасно показана роль беспризорных детей в буржуазном обществе — человеческий материал для преступного мира и дешёвая рабочая сила.
В стране Советов приступили к строительству нового общества, поэтому от позорных явлений, вроде беспризорности, было принято решение избавиться. Титаническую работу, с которой ещё не справлялись нигде в мире, взвалили на себя Ленин, Луначарский и особенно Дзержинский.

В течение 15 лет (с начала 1920-х по середину 1930-х) была создана сеть приютов и детдомов по всей стране, кроме того беспризорных детей отдавали в колхозы, в семьи, вознаграждая пособием и правом на бесплатное образование. Беспризорники являлись полноправными членами общества, в тяжёлых условиях создавалась система перевоспитания трудных подростков, в чём особенно преуспел великий педагог Макаренко.
В результате настойчивой деятельности тысяч советских людей к середине 1930-х беспризорность из катастрофического явление превратилась в «предмет недоработки на местах», что уже регулировалось деятельностью местных органов власти.



Среднее образование.

Что такое грамотный человек в Российской империи накануне 1917 года? Если речь про крестьянина или рабочего, то это человек, который может читать небольшие тексты, например, из газет, а так же выполнять простейшие арифметические действия.
Что такое малограмотный? В то время такой человек мог прочесть вывески магазинов и указателей. Безграмотный же не мог сделать этого вовсе.

Что такое безграмотность? Это отсутствие доступа к кодифицированным знаниям Человечества. Вы зажаты тисками традиции, далеко не все из которых актуальны, например, вы не можете прочесть труды о сельском хозяйстве, поэтому на своём маленьком отрезе земли делаете всё «по старине». И потом удивляетесь, от чего урожай мал, приходится брать в долг у грамотного кулака, обрекая себя на кабалу.
Безграмотность — одна из главных черт отсутствия свободы. При этом для вас формально есть начальные училища, реальные училища, гимназии и университеты Российской империи, но между ними установлены «стеклянные потолки», столь любимые предусмотрительным дворянством и буржуазией. Всё просто: закончив начальное училище, вам надо сдать экзамен по иностранному языку и древнему языку, которые вам не преподавали. И требования по естественным наукам выше. Нужен репетитор, на которого у вашей крестьянской или рабочей семьи денег нет. Но, допустим, деньги собрали общиной. Так ведь до реального училища или гимназии ещё надо доехать. Жить там, за обучение в них заплатить. На этом отсеивалось абсолютное большинство «хамов». Оставались только дети кулаков и зажиточных. Допустим, повезло вам, но дело в том, что после реального училища вы можете поступить только на ограниченное число факультетов: математический или медицинский, и т.д. После гимназии выбор шире.
Итого, сквозь «стеклянные потолки» суждено пройти не всем, только представителям состоятельных и лично свободных сословий, по праву рождения считающихся правильными.
Что же сделали большевики? Всю систему образования они сделали непрерывной, а школу — многофункциональной, то есть по выпуску вы были бы подготовлены как к трудовой жизни, так и к поступлению в технические училища или высшие учебные заведения. Конечно, на создание этой системы ушло более 30 лет. Но в конце концов она была создана. И школа в ней заняла базовое место. Без «стеклянных потолков», без ограничений по достатку или происхождению, для всех.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments