ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Category:

Плоды Революции. Достижения Октября. Часть 2.

Среднее специальное образование.

Сегодня с экранов телевизоров и в интернете нас убеждают, что экономический рывок-модернизация невозможен без декоммунизации сознания народа, особенно молодёжи.
Большевики же считали, что модернизация невозможна без большого количества образованных людей, в том числе без большого количества технических специалистов. У кого получилось лучше мы видим сегодня — достаточно отмерить отрезки времени по 20 лет. Например, «1917-1937» и «1997-2017».
Среднее специальное образование после Революции стало очень желательным продолжением начальной и средней школы. Рабочий класс в Российской империи составлял что-то около 3% населения, требовалось увеличить его численность и качество. Кроме того, после Гражданской войны из страны бежало много старых технических специалистов, а иностранные хозяева «заводов, газет, пароходов» забрали или уничтожили документацию. На многих заводах рабочие и специалисты остались без знаний технологического процесса, ориентироваться приходилось на уже изученное, на чутьё и творческую жилку. Требовалось в кратчайшие сроки восстановить производство, опираясь на сохранившуюся в столичных архивах документацию, спустить на места знания высших специалистов и довести их до рабочих, особенно до рабочей молодёжи.
Поэтому по всей стране стали открываться фабрично-заводские училища, в дальнейшем превратившиеся в техникумы. Сочетание теории и практики, решение острейшего вопроса по восстановлению технологических цепочек привело к созданию в Советской России развитого рабочего класса. На это, как и на другие достижения, ушло несколько десятков лет труда.





Высшее образование.

В единой образовательной системе нового общества Советской России высшему образованию уделялось почётное место на вершине.
Высшее образование в Российской империи соответствовало мировому уровню, ведь оно было для правильных людей, по праву рождения принадлежавших к избранным сословиям, а не к толпе «Le мужиков».
Народная власть приспособила сотрудников высших учебных заведений, систему накопленных знаний, архивы и библиотеки на пользу трудящихся. Несколько десятилетий ушло на то, чтобы воплотить единую систему образования в жизнь, несколько десятилетий дореволюционные специалисты вместе с новыми студентами закрывали провал знаний на местах, обеспечили интеллектуально-научный рывок, соединили научные разработки с практикой на производствах и в сельском хозяйстве, в медицине и повседневной бытовой жизни народа.
Внезапно оказалось, что избранность и достаток не влияет на живость ума, поэтому количество студентов в высших учебных заведениях год от года росло, как и количество самих ВУЗов.
В долгосрочной перспективе реформы начала 1920-х в области образования привели к переходу к новому качеству, когда наука стала производительной силой.



Ликвидация безграмотности (ЛикБез).

Уникальным отличием системы народного образования в новой Советской России стала ликвидация безграмотности среди старшего населения.
Замахнулись на неподъёмную доселе глыбу — дать среднему и старшему поколению то, чего они и не рассчитывали получить при царях и капиталистах.
Постепенно открывались вечерние рабочие школы, кроме того программы ЛикБеза проникали в село. Огромное значение новая система образования и ЛикБез приобрели для малых народов России и союзных республик, потому что замечательная национальная политика Российской империи в начале ХХ века отрезала значительную часть «инородцев» от единой системы знаний. А как мы знаем сегодня, единая система знаний — краеугольный камень по созданию единой страны, ибо если в столице и региональных столицах не занимаются образованием народа, то им займутся другие: религиозные фанатики, секты и религиозные ордена, которые в долгосрочной перспективе сделают из наших соотечественников злейших врагов друг другу.
Вообще, отличительная черта вопроса образования — время, за которое будут даны результаты. Говорят, что минимальный отрезок времени, необходимый на некоторые достижения — 15 (пятнадцать) лет. И хотя официальная статистика о ликвидации безграмотности говорит, что управились к середине 1930-х, но если брать по большому счёту, то Вторая Мировая война вмешалась в процесс, поэтому и окончательное формирование единой системы образования, и ликвидация безграмотности достигли цели к середине 1950-х годов. Более 35 лет непрерывного труда — такова цена.



Новый, советский человек.

Данное достижение больше всего вызывает приступы ненависти у противников коммунизма и вызывает больше всего вопросов у скептиков. Начиная с того, что любая подлинная новизна изначально вызывает отрицание, и заканчивая тем, что ницшеанскому Сверхчеловеку можно существовать, потому что он угоден капиталу, а новому Советскому Человеку существовать, конечно, нельзя.

Так что же нового в вопросе о человеке открылось после Революции?
1) Оказалось, что «неисправимость злого начала» человека очень даже исправима. Только она требует гигантского коллективного труда, дисциплины, самодисциплины, силы воли и нескольких десятков лет. Яркие независимые личности, по-буржуазному разобщённые и отчуждённые до атомарного состояния ни в жизнь не справятся с данной задачей.
2) В бытие кроме производства, совершенствования и использования орудий труда можно внести новый элемент. Был — Х=орудия труда, — появился ещё Y=человек.
3) Отмена духа господства и свободы душить друг друга, «из зла рождая благо», вовсе не означает превращения человека в травоядное. Сочетание Духа, как средства взятия жизненных преград, и Души, как фильтра выбора вспомогательных средств для взятия при коммунизме по-прежнему требует проявления силы воли, только теперь ради общественного блага. Поставить общее над частным — уже это оказалось невероятным достижением. Жизнь по-прежнему оказалась борьбой, но уже не за элементарное выживание, а за решение куда более серьёзных задач.

Видите ли, люди-хищники прекрасно могут бороться друг с другом и с теми, кто ниже в пищевой цепочке. Однако, попробуйте «свободно и честно» по-конкурировать с пустыней Сахара, которая растёт, меняет флору и фауну вокруг себя, земной климат и меняет сам образ жизни местных жителей. Попробуйте по-конкурировать с Эйяфьядлайёкюдлем, который в момент нарушит стройный буржуазный мирок с системой пут и цепей на «неисправимо злом» человеке. Так же не забудьте исправно ограничивать свою свободу «делать что хочется», «быть никому ничего не должным» и т.д., когда ваша среда обитания так и норовит зарасти мусором и грязью. Получается не очень, правда? Так и хочется удрать от решения проблемы, в лучшем случае нажившись на обещании её решить?

Советские люди ступили в 1917 году на путь будущего. Новый советский человек даже на этапе «альфа-версии» продемонстрировал поразительную стойкость перед сыплющимися на него невзгодами в течение первых 40 лет народной власти и обнаружил гигантский творческий потенциал для преобразования мира и сохранения его пригодным для жизни самого человеческого вида. Первой страной, которая заглянула в завтрашний и даже послезавтрашний мир, стал Советский Союз Социалистических Республик.



Электрификация и промышленность.

Ещё в ходе Гражданской войны, когда победа была совсем не очевидна, специалисты в области энергетики под руководством Кржижановского, друга и товарища Ленина, приступили к созданию плана ГОЭЛРО по восстановлению разрушенной экономики в стране. Сам Ленин так же придавал огромное значение предстоящей работе, ведь социализм требовал экономического базиса.
Таковой базисной основой должна была стать электрификация страны, т.е. создание сети электростанций типа ТЭС и ГЭС в ключевых местах, таких, как Кузнецкий угольный бассейн, Центральный и Северный экономические районы и т.д. Постройка электростанций требовала постройки и запуска заводов по выпуску строительных материалов, запущенная электростанция позволяла начать более эффективную добычу полезных ископаемых, например, угля и железной руды, которая тут же шла на построенный поблизости сталелитейный комбинат, а оттуда в кузнечные цеха и на заводы, например, на заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный.

Предполагалось, что на осуществление плана уйдёт 15 лет — с 1920 по 1935 год, будет построено 30 районных электростанций (20 ТЭС и 10 ГЭС), объёмом выдачи 1,75 млн кВт. Но уже в 1931 году план в основном был перевыполнен, к 1932 году удалось превысить выработку электричества по сравнению с 1913 годом не в 4,5 раза, как собирались, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт/ч.

Так же были восстановлены сопутствующие отрасли экономического базиса:

Уголь (млн. т.): 29,2 (в 1913 году); 8,7 (в 1920 году); 62,3 (планировалось по ГОЭЛРО); 47,8 (достигнуто в 1930 году); 109,8 (достигнуто в 1935 году); 1932 (год выполнения плана, досрочно на 3 года).

Нефть (млн. т.): неизвестно (в 1913 году); 3,9 (в 1920 году); 16,4 (планировалось по ГОЭЛРО); 18,5 (достигнуто в 1930 году);
25,2 (достигнуто в 1935 году); 1929–1930 (год выполнения плана, досрочно на 5-6 лет).

Торф (млн. т.): 1,7 (в 1913 году); 1,4 (в 1920 году); 18,4 (планировалось по ГОЭЛРО); 8,1 (достигнуто в 1930 году); 18,5 (достигнуто в 1935 году); 1934 (год выполнения плана, досрочно на 1 год).

Железная руда (млн. т.): 9,2 (в 1913 году); 0,16 (в 1920 году); 19,6 (планировалось по ГОЭЛРО); 13,7 (достигнуто в 1930 году); 26,3 (достигнуто в 1935 году); 1934 (год выполнения плана, досрочно на 1 год).

Чугун (млн. т.): 4,2 (в 1913 году); 0,12 (в 1920 году); 9,2 (планировалось по ГОЭЛРО); 5,0 (достигнуто в 1930 году); 12,5 (достигнуто в 1935 году); 1934 (год выполнения плана, досрочно на 1 год).

Сталь (млн. т.): 4,3 (в 1913 году); 0,19 (в 1920 году); 6,5 (планировалось по ГОЭЛРО); 5,8 (достигнуто в 1930 году); 12,6 (достигнуто в 1935 году); 1933 (год выполнения плана, досрочно на 2 года).

Бумага (тыс. т.): 269,2 (в 1913 году); 30,3 (в 1920 году); 683,5 (планировалось по ГОЭЛРО); 435,3 (достигнуто в 1930 году); 648,8 (достигнуто в 1935 году); 1936 (год выполнения плана, задержка на 1 год).

Любопытные факты:
1) Писатель Герберт Уэллс побывал в СССР в 1920 году и назвал планы Ленина и Кржижановского утопическими. Ему трудно было поверить, что в разрушенной стране что-то получится, тем более, по новым принципам. Ему предложили приехать через 10 лет. Уэллс приехал в 1934 году и был потрясён тем, что план не только выполнен, но перевыполнен.
2) Американцы позаимствовали советский опыт в середине 1930-х годов. Для устранения Великой Депрессии правительство Рузвельта отвоевало у частного капитала право на вторжение в экономические дела, нарушив 100500 заповедей тогдашних экономических взглядов и получив ядовитое прозвище «коммунистов». В отсталой долине реки Теннесси был запланирован каскад гидроэлектростанций. План по созданию TVA (Tennessi Valley Authority) был воплощён в жизнь — построена 31 плотина, из них 6 крупных, реку сделали судоходной. Вокруг возникла алюминиевая промышленность, которая, как известно, необходимо для строительства самолётов (например). На сегодняшний день долина Теннесси является сердцем энергосистемы США и первой особой экономической зоной, по примеру которой потом строилась Кремниевая долина. А вдохновились американцы успехами СССР 1920-х.



Сельское хозяйство.

Решение продовольственной и сельскохозяйственной проблемы — это вообще-то говоря подвиг советской власти. У проблемы было несколько исходных данных:
1) Царское правительство даже в 1861 году опоздало с отменой крепостного права не менее, чем на 100 лет для плавного, эволюционного решения.
2) Крестьяне до 1861 года имели какие-то наделы земли, а после значительная часть осталась без земли вообще, да ещё и с долгом на 49 лет перед государством (средняя продолжительность жизни 31 год).
3) Внутри общины землю делили с учётом размеров семьи, поэтому крестьяне стали активно «плодиться и размножаться», что вызвало прирост безземельного населения к 1900 году.
4) Уровень освоения земель на юге России, в Малороссии и Средней Азии был низким, уровень механизации сельского хозяйства близкий к нулю, отсутствовала химическая промышленность, способная производить удобрения, а натурального удобрения катастрофически не хватало из-за отсутствия достаточного кол-ва скота…разведение которого опять упиралось в зерновую проблему.
5) Передовую форму хозяйства в виде крупных землевладений освоило небольшое кол-во крестьян, враждебно настроенных к советской власти, т.к. это лишало их возможности диктовать государству цены на хлеб и прочую продукцию села.
6) Большинство малоземельных крестьян жаждало получить надел земли по числу едоков (практика Чёрного Передела), однако экономическая практика требовала создания крупных хозяйств вопреки душевным порывам.

Было достаточно и других причин.
Короче говоря, мирных способов решения проблемы просто не оставалось, можно было только постараться сгладить процесс создания крупных сельских хозяйств, заинтересовав в этом основную часть крестьянства. Поэтому по окончании Гражданской войны, когда хлеб у состоятельного меньшинства крестьян приходилось отбирать силой, правительство большевиков установило единый налог на продукты, начало создавать опору в деревне в виде КомБедов (комитетов бедноты) и делало льготные скидки для совхозов и первых добровольных колхозов. Даже эти меры привели к тому, что к середине 1920-х угроза голода отступила. Однако, классовая борьба в деревне нарастала, к тому же за предыдущие десятилетия в каждом селе было гигантское количество накопленных противоречий между жителями, что крайне осложняло контроль за ходом реформ. Постоянно сводились личные счёты с сельскими ростовщикам — кулаками. Те, в свою очередь, создавали банды и организовывали восстания.
Поэтому рано или поздно советская власть пришла к необходимости коллективизации сельского хозяйства и устранения власти кулаков, к концу 1920-х контролировавших до 1/3 производства продуктов питания. Вопреки распространённому и даже уже полюбившемуся сегодняшнему мнению об исключительно насильственных мерах коллективизации, большевистские специалисты действовали прежде всего экономическим путём: колхозам оказывали помощь сельсхоз.техникой и инструментами, создавая Моторно-Тракторные Станции (МТС), устанавливали более дружелюбные цены, присылали выученных специалистов-агрономов и т.д. Кулаков ставили перед необходимостью влиться в колхозы. Наиболее сообразительные из них пошли на сотрудничество, наиболее упёртые начали криминальную борьбу и вредительство.
В конце концов, дошло до массовых репрессий 1937-1938 гг., окончивших трагическую историю становления крупных сельскохозяйственных объединений. Гордиев узел земельной проблемы, созданной в течение пары предшествующих столетий феодального правления, был разрублен и разрешён.
На это ушло несколько десятков лет труда и борьбы за хлеб. И вопрос о сельском хозяйстве — это урок на будущее о том, что бывает, если стратегическую проблему откладывать на десятилетия и даже столетия.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments