ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Плоды Революции. Достижения Октября. Часть 3.

Живопись. Кандинский и абстракционизм.

Октябрь 1917 года вдохновил множество деятелей русского искусства на основание новых стилей в живописи, архитектуре, литературе, музыке и кино.
В то время считалось, что со старым миром покончено, в том числе предлагались решения творческих изобразительных проблем в живописи. Художники считали, что реалистическое изображение жизни отходит на второй план и исчерпало себя из-за появления фотографии и кино. Требовалось сохранить за живописью возможность создавать драматические сюжеты, вызывающие у зрителя некие переживания — это минимум. Максимум — это возможность отображения в абстрактных формах чаяний и переживаний общества.
Из России накануне революции, во время неё и сразу после дали ответ: теперь абстрактные геометрические фигуры и сам цвет будут играть роли в живописных сюжетах. Вместо реалистических персонажей на место главных действующих лиц приглашены круги, квадраты, эллипсы и линии — всё в соответствии с Марксом и теорией об усложнении форм.Русские художники заложили основы нескольких направлений, таких как абстракционизм (Василий Кандинский), супрематизм (Малевич, Лисицкий, Чашник и др.), конструктивизм (Татлин) и ещё несколько. Можно сказать, что эти художники заглянули не просто в завтрашний день человеческого восприятия, но даже в послезавтрашний, повторив в миниатюре судьбу советского проекта (любая подлинная новизна сначала вызывает отторжение, непонимание и вал критики).
На принципах работы с композицией на листе бумаги, которые развили русские авангардисты, основано современное искусство плаката, рекламной графики и вообще графического дизайна. Приглядитесь: все блоки текста, цветовые формы при желании можно воспринимать, как великие примитивы — круги, квадраты, эллипсы, прямоугольники…





Живопись и типографика. Лисицкий и супрематисты.

Вторым направлением русско-советского авангарда стал супрематизм. Супрематисты усложнили подход к абстрактным формам, уделив внимание тому, чтобы оживить их на практике, а не только на художественных полотнах.
Супрематические композиции появились в типографском деле и книжных издательствах, в периодической печати (журналы, и газеты), в наглядной агитации (военной и мирной), в искусстве плаката (фотоколлаж), шагнули в роспись посуды, в архитектуру (проект горизонтальных небоскрёбов Лисицкого).
Фактически, революционный подход русско-советских художников открыл новую главу в прикладной графике и лёг в основу современного графического дизайна.
Стоит так же отметить, что наработки русского авангарда в целом (живопись, прикладная графика, фотография, кино, архитектура) широко признаются за рубежом, как безусловные достижения Революции.















Фотография и коллаж. Александр Родченко.

Биография Александра Михайловича Родченко — это пример нового советского человека в мире искусства. Он на практике применил системный подход к познанию, перенося находки из живописи в фотографию, в скульптуру, в изготовление шрифта, в фотоколлаж.
Родченко является одним из основателей конструктивизма — направления, которое стремилось придать красоту новому индустриальному миру, в который шагнула Советская Россия в 1917 году.Рабочие и крестьяне заполучили в свои руки государство и средства производства. И этому новому строю нужна эстетика. Чем Александр Родченко и занялся.
Он является признанным во всём мире мастером фотографии, плаката, а фотоколлаж и фотомонтаж они с Лисицким создали практически на пару.
Знаменитая ныне во всём мире программа Adobe Photoshop среди базовых творческих приёмов позволяет освоить ретуширование фотографий и создание коллажей…которыми прославился Александр Родченко и ввёл сам приём в жизнь 😉













Архитектура.

Новая индустриальная эстетика пришла благодаря Октябрьской Социалистической Революции. Тот класс, который управляет, диктует свои эстетические условия. Или, как говорят, «Архитектура — это застывшая идеология/философия», т.е. образ мысли своего времени.

В архитектуре обновлённой страны наметился стиль конструктивизм, в котором сама архитектурная конструкция здания становилась предметом поиска красоты. Предыдущая эпоха ардеко или модерна была характерна большим количеством декоративных элементов, а в новом стиле архитекторы попытались приблизиться к сути создания постройки.
К тому же предметом искусства теперь были общественные здания, прежде всего заводы, фабрики, дома культуры для трудящихся, а не особняки богачей.
Прилагаемые примеры:

Клуб им. Русакова в Москве по проекту Мельникова.


Павильон «Махорка» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года, проект Мельникова.


Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже, 1925 г., проект Мельникова.


Дом архитектора Мельникова в Москве.


Академия железнодорожного транспорта им. Сталина, 1931-1933 гг, проект Г.А. Симонова, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова (?), Ленинград.


Дворец культуры им. Ленсовета, 1931-1938 гг., проект Е.А. Левинсона, В.О. Мунца, Ленинград.


Первый жилой дом Ленсовета, 1931-1935 гг, проект Е.А. Левинсона, И.И. Фомина, Ленинград.


Трикотажная фабрика «Красное Знамя», 1926-1930-е гг., проект Э. Мендельсона.


Главная понижающая подстанция Волховской ГЭС, 1923-1926 гг., проект О.Р. Мунца, Ленинград.


Культурная революция.

Одним из важнейших элементов создания нового общества большевики считали культуру. И не без причины: в Российской империи культура была (и до современности остаётся) тем фактором, который объединял людей. Но! В Российской империи отдельно к 1917 году сложилась народная культура, т.е. рабоче-крестьянская, русская и малых народов, а культура европейского типа, западного, была стихией дворянства и буржуазии.
Перед творцами обновлённой страны стояла недюжинная задача соединить эстетический, высокий подход к культуре в западных странах с народной традиционной культурой, чтобы создать собственное, единое культурное пространство.
А для решения этой задачи требовалось огромное количество творческих специалистов: художников, графиков, художников-проектировщиков (ныне дизайнеров), архитекторов, режиссёров кино, операторов, сценаристов, писателей и поэтов.Поэтому Ленин настаивал на культурной революции: создать сеть библиотек, начать массовый выпуск всевозможной литературы большими тиражами и другие меры, короче говоря, дать народу впитать высокую культуру, принадлежавшую до этого «избранным» по праву рождения и сословия. А с другой стороны предоставить новым художникам задачу по исследованию народной культуры русских, малых народов России и союзных республик.
Результаты культурной революции мы можем наблюдать до сих пор, стоит только поскрести советское искусство в поисковиках, библиотеках, да и вообще-то на улицах города. Поистине, велик был тот творческий напор советских людей, с которым они создавали эстетику для нового образа жизни!



Массовый спорт.

До Революции спорт делился на народные забавы, на военно-прикладной спорт (например, таковым был гиревой спорт) и на, собственно, классический зрелищный спорт. Понятно, что когда крестьянин или рабочий живёт впроголодь и занимается тяжёлым физическим трудом, то ни времени, ни сил для спортивных упражнений у него нет. А между тем грамотное сочетание трудовой и спортивной нагрузки (при 8-часовом рабочем дне, например) сильно оздоравливают людей. К таким выводам пришли исследующие область человеческого здоровья врачи, например, Владислав Францевич Краевский, создатель первого в Российской империи кружка тяжёлой атлетики.

Поэтому в Советской России внедрению спорта в жизнь трудящихся посвятили огромное внимание. Делалось это как в оздоровительных, так и в военно-прикладных целях. С ростом промышленности появилось достаточно спортивного инвентаря для всех видов известного тогда спорта. В Российской империи был создан институт Военно-прикладной физической культуры им. Лесгафта в Петрограде — институт был сохранён в СССР, а затем созданы новые научно-исследовательские и педагогические вузы, поднявшие за 40-50 лет культуру массового спорта до невиданных высот.
Именно в советский период сформировался подход к спорту, известный в значительной степени и до нынешних времён. Ставка в нём делалась не на генетически одарённых людей, как в буржуазных странах, а на массовую доступность. Спортсмены всех видов спорта тренировались в городах, посёлках и деревнях, участвовали в районных, городских и республиканских соревнованиях, проходя жёсткий отбор. Для повышения качества тренировочного процесса выпускалось большое кол-во спортивных специалистов, двигавших вперёд разработку физической культуры. В результате СССР на международных аренах представляли доказавшие свои высокие показатели атлеты, а так же всегда был резерв кадров в сборные. При этом количество оздоровлённых физическими упражнениями людей увеличивалось из года в год.
Что же до зрелищности спорта, то и тут советский подход оказался хорош: чем больше людей вовлечены в виды спорта, тем больше они разбираются в вопросе, испытывают интерес к посещению соревнований и общению между собой, что позволяет делать коммерчески успешные спортивные проекты.







Экспорт революции и деколонизация.

Ещё одно достижение Октября, которое подвергают сомнения и на которое дышат ядом, особенно сейчас.
И причина на это есть 😄
В конце Первой Мировой войны началась революция в Германии 1918-1919 гг., которая обрушила Германскую империю и окончила немецкое участие в войне. Ещё одна революция в те же годы произошла в Венгрии, обрушив ещё одного нашего противника — Австро-Венгерскую империю. И хотя товарищи из Германии и Венгрии не достигли своих целей или даже потерпели поражение, всё равно это отрезвило наших «западных партнёров».
Левые идеи по всей Европе, а за тем и по миру, набирали силу вместе с крепнувшей Советской Республикой, ориентируясь на её достижения.
Попытка революции в Испании, борьба с фашизмом левых сил во время Второй Мировой войны — в Италии, в Югославии, в Польше, в Чехословакии, отчасти в Венгрии. В странах Азии возникли революционные силы в Китае и Корее, во Вьетнаме. Т.е. хотя прямой экспорт революции, казалось, не удался, но почему-то (😉) левая идея в различных вариантах шагала по планете.После Второй Мировой войны левые силы и умеренные центристы поднялись на борьбу с европейскими и северо-американскими колонизаторами по всем бывшим колониям. Прямого участия СССР в большинстве случаев и не требовалось, что доказывает пригодность идеи. Деколонизация охватила земной шар, обрушив гнёт белых господ. И это тот фактор, за который в США, Англии, Франции и ещё в нескольких бывших колониальных империях (например, Японии), люто ненавидят коммунистов и особенно Россию — опасная идея такой гешефт похоронила, столько холопов вырвалось на свободу!Таким образом, даже без прямого участия СССР, идея свободы, равенства и братства, обновлённая Октябрём, освещала земной шар. И даже сейчас, после 1991 года если сложить население коммунистических Китая, Вьетнама, Северной Кореи и Кубы, то получится 1 млрд 334 млн 649 тыс 863 человека из 7 486 520 598 человек населения Земли. Разумеется, не все они поголовно коммунисты и социалисты, и даже левых взглядов на образ жизни, но они живут в соответствующих базовых правилах, заложенных Октябрём 1917 года в России! Вы всё ещё чувствуете себя одинокими?)







Все страны, которые когда-либо вступили на коммунистический путь развития или имели социалистические правительства. Непопулярная, неактуальная идея, говорите?)



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments