ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Category:

PUBG. Культурологический анализ и подборка гайдов.

Существуют фильмы и компьютерные игры, популярность которых напрямую связана с реакцией общества — разработчики осмысленно или случайно попали в мировоззрение и культурные стереотипы граждан, из-за чего продукт массовой культуры взлетает в топ и позволяет сделать на нём кругленькую сумму.
Именно такой игрой в 2017 году стала PUBG (PlayerUnknowns`s BattleGrounds/»ПУБГ» или «ПАБГ» в русском произношении). А в данной заметке мы попытаемся коротко разобраться в том, какие культурные особенности, возможно, изучали авторы игры, чтобы «попасть в струю» и достичь успеха. Начнём!




Вся суть PUBG

Смысл игры заключается в том, чтобы остаться последним выжившим. 90-100 игроков десантируется с самолёта на некую обезлюдевшую территорию, похожую на Россию на карте №1 и на Мексику на карте №2. В каждом доме есть чуть-чуть снаряжения — рюкзачки трёх уровней вместимости, какое-никакое оружие, преимущественно гражданского образца (пистолеты, дробовики, пистолеты-пулемёты). Патронов всегда не хватает.

Через примерно 4-5 минут включается Зона, круг, за пределами которого у вас убавляются очки здоровья, поэтому вам всё время надо находиться в кругу. Круг через постоянно сокращающийся промежуток времени начинает сужаться, выдавливая игроков друг на друга. Задача заключается в том, чтобы убить всех, кого видишь и выжить. Ну, если конкретней, то есть задача-максимум — стать №1, а есть задача-минимум — войти в Топ-10. Всё просто.

Процесс индивидуальной игры выглядит так:


Процесс командной игры выглядит примерно вот так. Оба видео взяты с канала Oper Gamer.



Культурные стереотипы и PUBG

Как нетрудно догадаться, поразмыслив над описанной идеей, перед нами модель идеальной потребительской игры. Есть такой маркетинговый ход, называемый «увеличение (потакание) лени клиента». PUBG отметился новым прорывом по занижению требований к игроку, сразу по нескольким направлениям:

1) Персонажа теперь не надо «прокачивать», что являлось до сего момента сущностью сетевых многопользовательских игр. Благодаря этому все поставлены в одинаковые условия доступности, качество игры зависит от уровня навыков игрока.

2) Оружие находится само, не нужно добывать ресурсы для его производства, как в стратегиях, не нужно собирать какое-то барахло для обмена у торговцев, как в многопользовательских ролевых играх. Вам всё достаётся даром, лишь удача распределяет кому достанется снайперская винтовка, а кто будет весь матч бегать с пистолетом.

3) При вышеперечисленных халявных условиях (люди любят халяву), игра даёт высочайший уровень адреналина, потому что вначале игроки рвут друг друга за экипировку, затем за транспорт, чтобы побыстрее оказаться в Зоне, а потом за место в Топе.

Грубо говоря, мы видим симулятор поведения потребительского общества в угрожаемый период. Например, при распродажах в Чёрную Пятницу в США:



Или другая распространённая ситуация, вызывающая раздражение городских жителей — пробки и давки в метрополитене.

Наконец, PUBG предоставляет возможность широкому кругу игроков приобщиться к «элитному» незаконному развлечению некоторых богачей, которое заключается в охоте на людей. Плюс, сочетание с гладиаторскими боями, как бы «два в одном».

Вероятно, перечисленные ходы способствовали популярности игры на базовом уровне.

PUBG и маркетинг

Рекламщики не могли обойти популярную игру стороной и уже на стадии разработки внесли в неё некоторые ловкие фишки, которые кто-то посчитает шулерством, а кто-то сочтёт великолепным достижением продаж.

Целевая аудитория ПУБГа — это всевозможные «выживальщики», игроки в страйкбол и увлекающиеся военным делом. Именно от этих категорий граждан отталкивались разработчики при создании эстетики «выживания в период нестабильности». Не секрет, что помимо действительных, полезных навыков в сфере выживания есть огромное количество стереотипов и акцентов со смещением, позволяющих бизнесу зарабатывать деньги.

Одним из таких ходов в ПУБГ является влияние оптики на физику полёта пули. Возможно, хитрые рекламщики таким образом продвигают в мозги «выживальщиков» тезис о необходимости на каждом стволе иметь по коллиматору, голографическому или оптическому прицелу, что является не совсем правдой. На баллистику пули оптика не оказывает никакого влияния — в реальной жизни вы можете метко стрелять и с открытого механического прицела, коллиматор с точкой или голографический прицел служит лишь для увеличения скорости прицеливания. Однако в ПУБГ, если вы устанавливаете на оружие, например, на АКМ, оптику, то кучность стрельбы немедленно увеличивается.

Доказательство представлено в одном из руководств по стрельбе в игре, разбирающем механику выстрела. Спасибо, Erokez.



Ещё одним конкурентно-маргетинговым ходом является шулерство с образцами вооружения, так как среди основных видов оружия (автоматы/штурмовые винтовки) российские модели представлены в урезанном виде и не современные, в отличие от западных образцов. Мне могут возразить, что самым популярным в мире является не АК-12 или АК серии 100, автомат Никонова или АЕК, а АК-47 и АКМ, но я вам отвечу, что на то реклама и является мастерством расстановки акцентов, чтобы подыгрывать своим. И поэтому хотя Россия занимает на мировом оружейном рынке одно из лидерских мест, в ПУБГ наши стволы либо устаревшие (АКМ), либо средние по качеству игровых характеристик (ОЦ «Гроза»). Зарубежные же модели представлены новейшими М416 и SCAR-L, штурмовыми винтовками, которые только приняты на вооружение в Корпусе Морской Пехоты США и Американской Армии (U.S.Army является видом вооружённых сил, называть все американские вооружённые силы «армией» не совсем точно).

Доказательство взято с канала Таверны Пепла



Наверняка у части любопытствующих читателей появился справедливый вопрос: а откуда у обозначенных стереотипов растут ноги? Другие же готовы потребовать у автора обоснования своих слов. Третьи уже собираются бросить читать заметку, утверждая про себя, что автор возводит поклёп на реальное выживание и человеческое поведение в неспокойные периоды — якобы, что люди по определению злобные сволочи.

Что ж, нам придётся немножко копнуть в историю, лет этак на 60-70 назад, чтобы понять, что так было не всегда, и игра PUBG лишь удачно эксплуатирует поведение граждан Соединённых Штатов Америки, которое транслируется через массовую культуру, как норма.

Историческая справка об обществе потребления

Общество массового потребления возникло в США, в конце 1950-х годов. Данный апгрейд капитализма возник благодаря и из-за нескольких условий:

1. США неплохо нажились на разрухе в европейских и азиатских странах после Второй Мировой Войны. Коллекторы удавятся от зависти, узнав те условия Плана Маршалла и других, благодаря которым американский капитал на десятилетия опутал восстанавливающиеся экономики Европы и Азии. В то время США были ведущей индустриальной державой, производили широчайшую номенклатуру товаров и стремились заполнить своей продукцией освободившийся от выбывших на время конкурентов рынок. Смещение акцентов с качественного на количественное в производстве товаров ширпотреба, введение категорий качества (лучшее — для богатых, хорошее — для обслуги богатых, средненькое — для большинства, плохое — для бедной части большинства) позволило оперативно занять сильные позиции во многих регионах мира.

2. Необходимость бороться с коммунистической системой во внешней политике. Коммунисты имели высочайший авторитет на тот период благодаря обществу социальной справедливости, где в том числе экономические блага с течением времени всё больше и больше принадлежали большинству населения (трудящимся). Скорость, с которой появлялись новые блага, определялась ростом производительности труда. Однако, коммунистические страны в большинстве своём проходили самостоятельный путь построения экономик, начиная с производства средств производства (промышленность группы «А») и отставали в производстве ширпотреба. На это и сделали ставку американские бизнесмены и банкиры, создав иллюзию справедливости благодаря заваливанию трудящихся доступными и дешёвыми товарами массового потребления. Господа поделились с трудящимися, а отчисления из налогов пошли на выплату пособий тем, кто не мог трудиться по объективным причинам. Это и объявлялось капиталистическим ответом, с постоянной трансляцией мысли, что теперь вовсе необязательно переходить на следующий этап развития общества, если старый стало возможным преобразовать.

3. Необходимость подавления социалистической революции внутри Штатов. Хозяева производств, однако, сопроводили увеличение производства и доступности товаров массового потребления парой факторов: а) постоянное снижение уровня образованности трудящихся для того, чтобы опираться на низменные качества в рекламе; б) снизили качество в угоду количеству, и постепенно в товары стал намеренно закладываться предел использования (отсылаю вас к книге В. Папанека «Дизайн для реального мира»). Так, для автомобилей в 1970-х гг. он составлял 5-8 лет, а сейчас уже 3 года, после чего проще и дешевле купить новый, чем ремонтировать старый.

К сегодняшнему дню мы можем наблюдать последствия общества массового потребления в культуре и обществе, совершенно неочевидные в конце 1950-х годов. Например, разобщённость людей, исчезновение каких-либо точек соприкосновения, запредельный индивидуализм, потеря интереса друг к другу. Примеров исчерпывающее количество. Именно расчеловечивание людей в угоду прибылям приводит к агрессивным эксцессам, когда в США очередной безумец расстреливает непонравившихся соседей, сослуживцев, одноклассников и т.д. Именно это приводит к тому, во что выливаются массовые беспорядки в американских городах, например, в Лос-Анжелесе (1992 г.).



Или в Новом Орлеане, после урагана «Катрина» (2005), когда временно прекратили функционировать органы власти, началось массовое мародёрство, бандитизм и насилие.







Пришлось вводить Национальную Гвардию США, перебрасывать полицию.







Согласитесь, всё это не красит ни США, ни саму модель апгрейда капитализма до «общества потребления». Но, как говорится, «не можешь победить — возглавь!». И на помощь Соединённым Штатам пришёл инструмент, который у американцев развит на уровне лучшего в мире — PR и реклама.

В частности, спускать пар большому количеству людей предложили в компьютерных играх вообще, в стрелялках в частности и в «выживании» (потребительского образца, т.е. симулятор мародёра и бандита). Сам тренд позволяет отмыть проблему взаимоотношения между людьми, неумение взаимодействовать друг с другом до уровня «необходимого зла», «меньшего зла» (любимая тема европейской философии).

И на данный момент развития тренда в массовой культуре мы получили PUBG 😀

Альтернатива PUBG

Так является ли агрессивное, бескомпромиссное поведение «типичной человеческой чертой», «сущностью людей»?) Нет!

Поведение человека зависит от той формы общества, в которой человек живёт. Поэтому «выживание» в стиле ПУБГа является отображением лишь образа поведения людей потребительского буржуазного общества. На основе поведения возникают стереотипы, на использовании стереотипов строится реклама, сценарии для массового кино- и игропрома.

Отсюда возникает справедливый вопрос: а как бы выглядела альтернативная «выживальческая» игрушка и даже весь «выживальческий» тренд? Далеко за ответом ходить не надо, достаточно проанализировать собственное общество и историю.

Для россиян, не смотря на развал СССР, по-прежнему свойственен коллективизм, общинность и умение свершать большие поступки. Вы хотите оспорить? У меня есть пара аргументов за:

Климат.

С конца сентября по конец апреля, то есть примерно 6.5-7 и даже 8 месяцев в году на большей части России мягко говоря прохладно. Это не сопутствует ведению сельского хозяйства и поднимает стоимость производства любых товаров, услуг и благ. В таких условиях людям приходится находить способы дипломатично решать вопросы, прежде всего словами, в противном случае происходит очередная смута, которую сопровождает голод и эпидемии — два бича для жителей севера.

Второе, что следует отметить — это уровень потребления граждан. Известно, что стоимость товаров зависит в первую очередь от производительности труда. Чем больше производится, тем меньше стоимость 1 единицы товара. При этом крупные производства в условиях тяжёлого, переменчивого климата как правило недоступны одиночкам, требуют вложений сил и средств от группы лиц. И снова мы видим необходимость жить сообща, делиться и договариваться.

Соседи.

В отличие от тех же США, у которых великолепное географической положение на отдельном континенте, у нашей страны полно соседей с довольно хищными аппетитами. Отгрызть кусочек жизненного пространства, захватить ресурсы… Наконец, просто решить вопрос захвата и управления этой территории.

Таким образом получается, что у нас в России общественные взаимоотношения устроены немножко по-другому, чем в Европе, Северной Америке или Азии. Соответственно, на основе знания этих особенностей можно построить свою систему стереотипов, рекламы и массовой культуры. Достоинства заключаются в том, что у нас европейская культура с некоторыми нюансами, поэтому наши тренды могли бы заходить на западный рынок, а коллективизм соответствует азиатскому образу жизни, поэтому и туда можно было бы зайти.

Вывод напрашивается сам собой: у нас мог бы появиться свой PUBG. Да, собственно, он и есть — серия игр С.Т.А.Л.К.Е.Р. Но тема не исследована даже не наполовину.

А что думаете вы? Напишите в комментарии, какими бы могли быть принципы российского игропрома, какие тренды можно было бы задавать и как бы выглядел альтернативный PUBG?

Гайды для новичков в PUBG

Пока же наш игропром не может обеспечить запросы сограждан на истинно российские игры, приходится пробавляться иностранщиной.

ПУБГ — игра агрессивная, как мы уже выяснили, требующая изрядного напряжения сил. Лучше всего играть в неё по 2-3 матча за раз, оставаясь свежим и в хорошем настроении, не смотря на достигнутые результаты. И, конечно, жизнь игрокам облегчат находки заядлых геймеров, поэтому к вышеперечисленным мы добавим ещё несколько роликов:







Tags: pubg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments