ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Как атаман Краснов Казакию создавал. Часть 3.



Часть 1.
Часть 1.2.

В прошлый раз (часть 2) мы рассмотрели первые шаги атамана Краснова во внешней политике, его связи с немцами, украинскими сепаратистами и Добровольческой армией. Сегодня же предметом разбора станут идеологические начинания и низовая составляющая конфликтов между донскими самостийниками и «едино-неделимцами» Деникина.

Краснову требовалось срочно обосновать перед казаками цели борьбы с красными. Для этого он выбрал «яркий национализм», потому что только этно-культурная борьба может заглушить на время классовый интерес беднейших казаков и иногородцев. Заметим, что в уже упоминавшихся поправках 2018-го года в закон о казачестве фигурирует «этнически-культурная» особенность современных «казаков». И делается это для создания очередного очага напряжённости, потому что этнический национализм поможет местным олигархам соблюсти свои экономические интересы.


Часть третья. Краснов использует казачий шовинизм в качестве клейстера для Войска.

Вопрос: каковы были первые шаги атамана Краснова по спайке казаков-сепаратистов?

Ответ: Атаман восстановил старинный допетровский титул «Всевеликое войско Донское», и все войско — от казака до генерала — подхватило этот титул. В Новочеркасске спешно печатались свои уставы, широко распространялась история Войска, писали его географию, составляли особую хрестоматию. В школах и гимназиях после молитв дружно пели «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», и гимн этот подхлестывал и взвинчивал, как «Марсельеза». На школьных праздниках в ученических выступлениях неизменно фигурировало полное горячей любви к Родине стихотворение в прозе донского писателя Ф. Крюкова «Родимый край» (* в конце заметки мы приведём его полностью — прим. редактора), и над ним плакали. Была мысль одеть Донскую армию в особую от русской форму, но этому воспротивились командующий армией генерал Денисов и атаман. Над дворцом гордо реял сине-желто-красный флаг, и новочеркасские жители ходили им любоваться. Все это было «свое», особенное, новое, принадлежащее Всевеликому войску Донскому. (Пётр Краснов, «Всевеликое Войско Донское, глава 3)

Комментарий: Собственно, вот метод создания националистической автономии на идеологическом фронте — первым делом надо сшить флаг, написать гимн, приправить чем-нибудь мифическим (ни в коем случае не научным). Перемешать, добавить «избранности» по вкусу.

На Кубани сегодня уже есть «казачьи классы» в школах, созданы первые «казачьи» пiдроздiлы в Росгвардии и пр. Проторенной дорожкой идём.


Вопрос: какую идеологическую конструкцию проповедовал Краснов?


Ответ:
Большевизму атаман противопоставил шовинизм, интернационалу — яркий национализм. Ездя по станицам и полкам, атаман везде говорил одно: «Любите свою великую, полную славы Родину — Тихий Дон и мать нашу Россию! За веру и Родину — что может быть выше этого девиза!»

Комментарий: Внутри этой конструкции есть противоречие. Россия — интернациональная страна, Краснов противопоставил ей «яркий национализм». Как это сочетается с «любите…и мать нашу Россию»? Да никак. Может быть либо одно, либо другое. Таким образом, конструкция Краснова изначально внутренне противоречива, поэтому и возникли разногласия со сторонниками Неделимой из Добровольческой армии.


Вопрос: какова была реакция деникинцев на националистические проповеди в казачьих формированиях Краснова?

Ответ: Тем, кто в сердце своем носил священное бело-сине-красное знамя великой и неделимой России, претил новый донской флаг. Немногие понимали значение его как переходного флага. Не понимал его и Деникин. Гимн донской для них был не гимн, но только песня.

…Разлад между Доном и Добровольческой армией начался с мелочей и пустяков, но вылился в тяжелые формы вследствие крайнего самолюбия Деникина.

Его постоянно раздражала мысль, что Войско Донское находится в хороших отношениях с немцами и что немецкие офицеры бывают у атамана. Генерал Деникин не думал о том, что благодаря этому Добровольческая армия неотказно получает оружие и патроны, и офицеры едут в нее через Украину и Дон совершенно свободно, но он видел в этом измену союзникам и сторонился от атамана…

…Когда Войско Донское начало свои сношения с союзниками, в штабе Деникина сказали: «Войско Донское — это проститутка, продающая себя тому, кто ей заплатит».

Денисов не остался в долгу и ответил: «Скажите Добровольческой армии, что если Войско Донское проститутка, то Добровольческая армия есть кот, пользующийся ее заработком и живущий у нее на содержании».

Это были мелочи. Но они разожгли самолюбие Деникина, и он стал добиваться удаления Денисова.

Генерал Деникин хотел, чтобы Войско Донское было Донскою областью с некоторой автономией, он не соглашался признать Донской армии, но желал иметь донские полки там, где они понадобятся; он решительно шел к тому старому режиму, о котором при обстоятельствах теперешнего момента атаман не мог и заикнуться. И Деникин стал во враждебные отношения к атаману, считая его главным виновником шовинистической политики Дона…

Комментарий: Ситуация очередной раз показывает, насколько противоречиво и многообразно было Белое Движение. Современные так называемые «белые патриоты» вовсе не желают видеть действительной картины того времени.


Вопрос: почему же Деникин и добровольцы терпели самостийность красновцев?

Ответ: …Но пока у донского атамана на фронте была 60-тысячная армия, а у него вместе с кубанцами насчитывалось 12 тысяч, пока все снабжение шло через донского атамана, взявшегося быть посредником между Украиной и немцами, с одной стороны, и Добровольческой армией, с другой, Деникин молчал, и только окружающие его готовили грозную кампанию против генерала Денисова, атамана и всех донских патриотов. Они стремились свалить Войско Донское, и впоследствии при помощи союзников они свалили его… но в результате погубили последний ресурс в своей борьбе…

Комментарий: Наличие ресурсов и влиятельных союзников — вот причина, по которой Краснов первоначально был в выигрышной позиции. Сепаратист в России не может без помощи из-за рубежа, так как нарушает вековую культурную особенность нашей Родины — способность, право на совместное проживание разных народов на одной территории. Нарушение этого права, перетягивание одеяла на себя глубоко оскорбительно для жителей России, поэтому поддержку можно обрести только за рубежом. «Заграница — пособница сепаратиста».


Вопрос: что произошло с утратой накалённого казачьего национализма, раздутого Красновым?

Ответ: Как только война перестала быть национальной, народной, она стала классовой, и как таковая не могла иметь успеха в беднейшем классе.

Комментарий: Крайне важное признание самого Краснова. Националистический угар позволяет до поры, до времени скрывать классовый характер борьбы — проще говоря, шкурный интерес, например, казачьих старшин. «За наделы казацкИе умереть казак готов!» — поётся в одном из вариантов гимна Области Войска Донского. А наделы-то у разных казаков — разные! Как только размер надела казацкой старшины становится очевидным для нижних чинов, так постепенно проходит и национализм головного мозга. Краснов сам обозначает это отрезвление, как причину провала донской самостийности.

И сегодня в этом отношении ничего не поменялось: на Украине, в Армении, в России причиной всплеска регионального сепаратизма становится расхождение экономических интересов местных элитариев с остальными частями страны и с центром.

Стихотворение Ф. Крюкова «Родимый Край»

Прилагаем к основному материалу творчество поэта-самостийника Крюкова. Можете сделать выводы о литературной ценности.


Федор Крюков

РОДИМЫЙ КРАЙ



Родимый край…

Как ласка матери,

как нежный зов ее над колыбелью,

теплом и радостью трепещет в сердце

волшебный звук знакомых слов.

Чуть тает тихий свет зари,

звенит сверчек под лавкой в уголке,

из серебра узор чеканит

в окошке месяц молодой…

Укропом пахнет с огорода…



Родимый Край…

Кресты родных моих могил

и над левадой дым кизечный

и пятна белых куреней

в зеленой раме рощ вербовых,

гумно с буреющей соломой

и журавель застывший в думе, —

волнует сердце мне сильней

всех дивных стран

за дальними морями,

где красота природы

искусство создали мир очарований.

Тебя люблю,

Родимый Край…



И тихих вод твоих осоку

и серебро песчаных кос,

плач чибиса в куге зеленой,

песнь хороводов на заре,

и в праздник шум станичного майдана,

и старый милый Дон

не променяю ни на что…

Родимый Край…



Напев протяжный песен старины,

тоска и удаль, красота разлуки

и грусть безбрежная —

щемят мне сердце

сладкой болью печали,

невыразимо близкой и родной…



Молчание мудрое седых курганов

и в небе клекот сизого орла,

в жемчужном мареве виденья

зипунных рыцарей былых,

поливших кровью молодецкой,

усеявших казацкими костями

простор зеленый и родной…

не ты ли это,

Родимый Край?



Во дни безвременья,

в годину смутную развала

и паденья духа,

я ненавидя и любя,

слезами горькими

оплакивал тебя,

мой Край Родной…



Но все же верил, все же ждал;

за дедовский завет

и за родной свой угол,

за честь казачества

взметнет волну наш Дон Седой…

Вскипит, взволнуется

и кликнет клич,

клич чести и свободы…



И взволновался Тихий Дон…

Клубится по дорогам пыль,

ржут кони, блещут пики…

Звучат родные песни

серебристый подголосок

звенит вдали, как нежная струна…

Звенит, и плачет и зовет…

То Край Родной восстал за честь Отчизны,

за славу дедов и отцов,

за свой порог и угол…

Кипит, волной зовет,

зовет на бой Родимый Дон…

За честь Отчизны,

за казачье имя

кипит, волнуется,

шумит седой наш Дон, —

Родимый Край…



«Донская Волна» № 12, авг. 1918 г.

Продолжение в части №4.
Tags: Гражданская война, Петр Краснов, казаки, сепаратизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments