ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Detroit: Become Human. Честная игра о трансгуманистическом будущем.



Компьютерные игры давно перестали быть просто развлечением. Сегодня они являются таким же развитым направлением в массовой культуре, как и кино. Возможно, даже более значительным, благодаря интерактивности, то есть глубокому вовлечению игрока в процесс прохождения.

Игры делятся на жанры, а так же их можно разделить на уровни по сложности разработки. Наиболее затратным и интересным жанром, наверное, является Role Playing Games или ролевые игры, в которых игроку предлагается прожить жизнь одного или нескольких героев в реалистическом или фантастическом мире. Разработчики проводят широкие маркетинговые и социологические исследования, учитывают новостной фон, политический, исторический, экономический и культурный контекст для создания игры, в результате чего и получаются игровые блокбастеры. К этому жанру и принадлежит игра Detroit: Become Human (Детройт: Стать Человеком) производства французской студии Quantic Dream, о которой пойдет речь.

В 2038 году Человечество вовсю пользуется новинками технического прогресса: роботами-андройдами различного назначения — от домашних уборщиков до боевых механизмов, от продавцов в магазинах до домашних животных. Лидером, как нетрудно догадаться, являются Соединенные Штаты, первыми ступившие на путь скрещивания человеческих судеб с машинами.

При входе в игру вместо традиционного меню нас встречает андройд с признаками женского пола, предлагающий утвердить некоторые настройки перед началом прохождения. По завершении, андройд желает нам приятной игры и сообщает, что «это не просто история, это — наше Будущее». Какой же образ будущего с первых минут так настойчиво предлагают разработчики? Давайте разберемся!



Прежде, чем я начну, оговорюсь для тех читателей, кто боится раскрытия сюжета — в обзоре будут рассмотрены второстепенные детали и прологи главных героев, так что не беспокойтесь.

Пролог первый. Коннор.

Главным достоинством компьютерных игр перед фильмами является возможность сосредоточиться на мелких деталях для внимательнейшего их изучения и трактовки. Моя статья будет представлять из себя этакие заметки на полях по мере прохождения, наблюдения за мелочами, которые на самом деле и формируют искомый нами портрет будущего.



Первым из представляемых героев является андройд Коннор, специальный робот-детектив. Монополист в области робототехники в США, компания «Киберлайф», посылает его для расследования всех эксцессов, связанных с необычным поведением андройдов на территории страны. Сегодня случай особый — двойное убийство и заложник.

Представление андройда Коннора с точки зрения кино-драматургии чрезвычайно эффектно: человекоподобная машина выглядит, как гладко выбритый мужчина около 25-30 лет, в идеально подогнанном костюме. Аккуратная стрижка, отдаленно напоминающая 1930-е годы, то есть время Великой Депрессии, разгула преступности и создания Федерального Бюро Расследований для борьбы с нею; производители не забыли даже о том, что статусные представители силовых структур и бизнеса бреют шею сзади в качестве маленькой, но важной детали регулярного внешнего вида.

Коннор играет монеткой то одной, то обеими руками, демонстрируя нечеловеческую точность движений. Перед выходом из лифта, на котором он поднимается на один из верхних этажей небоскреба, андройд фиксирует монету между пальцами, мы видим надпись Liberty (Свобода). Такой вот изящный намёк на легкость, с которой робот-силовик играет со свободой и, как чуть дальше мы увидим, с судьбами людей и собратьев.



На этаже Коннор сразу же сталкивается с матерью девочки-заложницы. Женщина пребывает в глубоком шоке и требует от переговорщика-робота спасти ее дочь, но увидев, что действовать предстоит машине, впадает в истерику.

С равнодушием андройд оглядывает даму и переключается на… рыбку, выброшенную из разбитого пулей аквариума. У вас есть возможность спасти живое существо или оставить задыхаться на полу — такими маленькими развязками создатели игры позволяют игроку как бы раскрашивать персонажей.

Задачей Коннора является спасение девочки из рук взбунтовавшегося андройда-уборщика. Капитан полиции (человек) приказывает действовать быстро, иначе случится провал. У вас есть немного времени и вероятность успеха в 48%. От вашей тщательности в осмотре места преступления будет зависеть наличие у Коннора необходимых исходных данных для переговоров. Не буду раскрывать всех деталей и финалов, но одним из них становится подвиг — робот-детектив спасает человеческую девочку, а сам падает с крыши высотного здания вместе с андройдом-преступником.

Пролог детектива оказывается коротким, из него мы узнаем, что создание андройдов привело к появлению проблем с ними, в том числе выход из-под контроля. Ответственность за некачественную продукцию несет компания-изготовитель, отсюда возникают вопрос: какие ошибки в проектировании привели к этому опасному явлению в фантастической реальности 2038 года?

Пролог второй. Кэра.

Второй героиней игры становится модель АХ400, домашний андройд нового поколения, сделанный в виде девушки-гувернантки. Робот-служанка приходит в себя в магазине по продаже различных типов андройдов для ведения хозяйства.



Всего несколько мгновений необходимо, чтобы у игрока появилось странное чувство. Человеческие семьи выбирают себе подходящего робота, мы наблюдаем несколько обрывочных диалогов с продавцами.



В конце концов к нашей героине подходит маргинального вида мужик. Оказывается, андройд Кэра пережила капитальный ремонт, которых покупатель оплатил и пришел забрать товар. Мужчину зовут Тодд, взгляд на его лицо не предвещает ничего хорошего.



И тут, наверное, становится понятно, на что же именно похож этот магазин? На невольничий рынок.

Тодд отвозит новенькую покупку домой. Проезжая сквозь Детройт, нам показывают город 2038 года. Многое ли поменялось с 2018-го? Давайте посмотрим. Вот въезд в город:



Центр города. Обилие рекламы, высокоскоростная железная дорога, небоскребы. Чуть-чуть больше лоска, а так все по-прежнему.



Никуда не делись нищие с городских улиц. Почему? Объясняет надпись на табличке: «Я потерял работу из-за андройдов. Помогите!».



Никуда не исчезли плохие районы и заброшенные здания.



И никуда не пропали пригороды американских городов.



Путешествие заканчивается у дома Тодда. Соседний участок выставлен на продажу, из района, судя по его депрессивному облику, давно уходит жизнь. Земля подешевела из-за строительства скоростной железной дороги, участки скупаются крупными компаниями за бесценок. Вряд ли благополучная семья могла бы остаться в таком месте без веских причин.



В грубой форме глава семейства назначает андройду Кэре сферу ее домашних обязанностей и представляет свою дочь Алису. Больше в доме никто не живет.



Оставим игровой процесс за кадром, нас интересуют детали, которые могут рассказать о жизни мягко говоря небогатого человека и его семьи в 2038 году. Само по себе то, что расслоение на богатых и бедных останется на месте как будто никого уже не удивляет.

Характерными нюансами, рассказывающими о Тодде и его семье могут быть, например, счета из банков. Кредитная карта заблокирована, отрицательный баланс на счету, оповещение о неуплате. И при всем при этом откуда-то есть деньги на андройд нового поколения.



Глава семьи находится дома среди дня, что свидетельствует о его безработности. Везде в доме грязь, облезлая краска на мебели и стенах, следы сырости. Тодд много пьет, как бывает с потерявшими смысл жизни. Известно, что отношение к тому или иному классу в обществе определяется по труду, которым занимается человек. Если человек сидит без работы, то он временно пребывает вне класса…



В процессе сборки одежды для стирки Кэра встречается с Алисой на заднем дворе. Девочка выглядит замкнутой, на попытку установить контакт не произносит ни слова.



Вернувшись в дом, Кэра ищет стиральный порошок и находит в коробке с ним порцию наркотиков. Чуть ранее мы слышим диалог Тодда с возможным покупателем некоего товара. Выходит, что папаша Алисы еще и мелкий наркобарыга. Вот, откуда у него деньги.



Тодд не стесняется распускать руки, он постоянно находится где-то рядом, постоянно следит за своей техно-прислужницей. Однако, вопреки эмоциональному выбору, который скорее всего сделает игрок, стоит задуматься над тем, почему же семья представителя рабочего класса настолько неблагополучна?



Ответ на этот и другие вопросы разбросаны по дому в виде рекламных проспектов. Так же можно посмотреть телевизор. Отсюда мы узнаем, что на Земле происходят климатические сдвиги, повышается температура воздуха, растёт уровень моря, из-за чего состоятельные люди съезжают вглубь США, а бедные остаются. У Тодда нет средств, чтобы переехать, он остался.



Убираясь в комнате Тодда, Кэра находит антидепрессант, употребление которого может дестабилизировать психику…



…и оружие.



Так же мы находим спортивный журнал, из которого узнаём о введение андройдов в спорт. Это новшество вызывает у большей части болельщиков отторжение, но видные спортивные функционеры вовсе не собираются пренебрегать возможностями получить прибыль с кибер-атлетов.



Интересно, что такое же противоречие мнений встречается и в рекламе автопилотных транспортных средств. Производитель создал программное обеспечение, которое позволяет машине выбрать, кого задавить в случае неизбежности столкновения. Автомобилю следует выбрать менее полезную для общества жертву, что не находит отклика у сторонников неделимости человеческого общества на малозначимых и более значимых. Представитель фирмы-изготовителя, однако, считает такой подход устаревшим и вредным для бизнеса.



Есть возможность посмотреть новости, чтобы узнать об охватившей США безработице. Андройды вытесняют людей ото всюду, 37% американцев потеряли работу.



Даже в армии, куда обычно отправляются на службу при ухудшении положения на рынке труда, роботы заменили людей.



Становится яснее причина того, почему Тодд и Алиса несчастливы…



Состоит она в торжестве социального расизма. В погоне за прибылями хозяева корпораций игнорируют трудящихся, которые теперь не нужны. Есть андройды, которые обеспечивают более высокие доходы. И капиталисты перешагнули через тех, кого эксплуатировали ранее. Новые технологии не принесли счастья простым людям. Таково будущее по версии разработчиков Detroit: Become Human. Однако, для чистоты эксперимента нам нужно сравнить жизнь низших классов с богатыми.

Отмечу, что мои выводы основаны на приведённых деталях, щедро размещённых по игровому пространству разработчиками. Но представить на их основе единую картину непросто из-за сильной эмоциональной составляющей действия на переднем плане. Вдобавок, не надо забывать об американском менталитете и протестантской этике: это с нашей стороны Тодд представляется жертвой внутренней политики капиталистического класса Америки, а его жизнь и последующая трагическая развязка — всего лишь зарисовка одной из десятков тысяч человеческих судеб. В США считают иначе. Тодд — неудачник, который не приспособился к переменам в «обществе равных возможностей». Не беда, что у него и у хозяев той же компании «Киберлайф» разные потенциалы — он был наёмным работягой, а они были хозяева средств производства и торговли. Нет, он сам во всём виноват, и нет объективных причин, которые влияют на его жизнь. Поэтому Тодд срывает свою бессильную ярость на дочери и Кэре, а обычный игрок так и не сможет разглядеть бэкграунд печальной жизни этой рабочей семьи.



Пролог третий. Маркус.

Третьим игровым персонажем является Маркус, домашний андройд богатого художника Карла.



Его история начинается с простенькой задачи — забрать заказанные краски из городского магазина. По дороге он встречает андройдов, работу которых вчера выполняли люди:



Единственный бригадир-человек контролирует роботов и относится к ним так же, как сейчас относятся к трудовым мигрантам низкоквалифицированного труда. Кстати, возникает вопрос в сторону: куда пропали десятки миллионов латиноамериканцев, которые сегодня выполняют черную работу в США?

Маркус забирает краски и идёт к автобусной остановке. Здесь он сталкивается с протестующими безработными:



Те попинали его немножко, но не так, чтобы очень была заметна людская ярость и безнадёжность. Единственный полицейский разгоняет сборище, что даёт намёк на уровень контроля за обществом. Протестующие послушно расходятся, только их вожак говорит стражу порядка, что его может постигнуть их судьба. Рабочие производят впечатление сломленных.



Разумеется, обратить внимание на эти детали может человек, который прежде всего думает о людях, а потом о машинах. Быть внимательным очень трудно, потому что разработчики игры ловко манипулируют эмоциями игрока.

Андройд Маркус спокойно продолжает путь на остановку, дожидается автобуса и входит внутрь. И здесь снова появляется чувство, что где-то мы это уже видели… Места для андройдов отдельно, для людей отдельно…



Ах, конечно, расовое разделение в Америке, существовавшее до 1964 года. Чернокожим разрешалось сидеть только в задней части автобусов.



Вот такая занятная вещь — и в 2038 году расизм из Соединённых Штатов никуда не денется, он лишь обретёт новую форму. Снова никаких перемен к лучшему…

Тем временем, автобус доставляет Маркуса к дому хозяина. У богатых американцев тоже по-прежнему всё в порядке. Просто надо хорошо работать!



В очередной раз замечу, что разработчики великолепно обходятся с короткими действиями и небольшими деталями, которые быстро дают представление о сути происходящего. Вот дом богача. А в роскошной клетке у него сидят не живые птички, а канарейки-андройды. Отдаёт холодком, не правда ли?



Маркус включает канареек и идёт наводить порядок в студии, где работает художник.





В доме на первом этаже можно найти журнал. Чем же интересуются состоятельные люди, в отличие от рабочих? Например, политикой. В 2038 году США и Россия делят Арктику, т.к. подо льдами найдены богатые залежи полезных минералов, из которых можно синтезировать тириум — вещество, составляющее искусственную кровь андройдов.



Другой сферой интересов хозяина робота Маркуса являются космические исследования. На спутнике Сатурна нашли жизнь! Казалось бы, наука не стоит на месте, но что с того, если у себя в стране вы не можете справиться с безработицей, на вашей планете климатические катастрофы, а в клетке мистера художника неживые птицы?



Андройд Маркус поднимается в комнату хозяина, чтобы разбудить его. Художника зовут Карл, он инвалид, не теряющий, однако, присутствия духа. Карл обладает живым умом, чувством юмора и внутренней твёрдостью. Во время принятия лекарства он замечает, что одежда на Маркусе местами порвана и интересуется, что же произошло? Робот признаётся, что наткнулся на демонстрантов. Карл возмущённо называет рабочих остолопами, не понимающими, что прогресс невозможно остановить.



И тут внимательный зритель быть может задастся вопросом о том, понимает ли Карл, что это его друзья по классу выбрасывают людей на улицу, лишают работы, заменяют их роботами? Можно сколько угодно говорить о прогрессе, но за его последствия несёт ответственность тот класс, который в данный момент его направляет.

После завтрака Карл и робот Маркус играют в шахматы. Если вы выберете вариант, чтобы андройд поддался, то художник сделает ему жизненное напутствие: «Можешь побеждать — побеждай! И никогда не сдавайся. Это и есть двигатель развития Человечества». Сразу вопрос: если Тодд сдался, то проиграл, если рабочие-демонстранты на улице сдались, то проиграли? А кто тогда выиграл? И не потому ли судьба трудящихся столь тягостна, что они не пытаются отыграться? «Горе побеждённым»?



Но и у Карла есть кое-кто, кого он проиграл — собственный сын Лео, ставший наркоманом. И снова эмоции первого плана давят на игрока, ведь наркоман представлен отвратительным, истеричным и подлым. И вновь от играющего может ускользнуть задний план, предыстория события. Может, Лео прав? Ведь что в богатых, что в бедных семьях дети никогда не ступят на путь наркомании, если родители принимали достаточное участие в их жизни и воспитании.



И слова сына о том, что Карл никого никогда не любил, не выглядят далёкими от правды в продолжении сюжетной ветки Маркуса, когда он с хозяином вернулся в особняк. Художник признаётся, что терпеть не может «весь этот сброд, который слетается на фуршеты», потому что они «не способны оценить искусство, только его коммерческую цену». Опять таки, игрок, возможно, упустит этот момент и не попытается сопрячь его с благосостоянием Карла. Получается, что хотя творческий интеллигент и недолюбливает своих покупателей и поклонников, но всё же торгует своими работами. И именно хорошие навыки его агентов помогают сбывать картины в промышленных масштабах.



Резюме

Все три сюжетные линии содержат в себе исходные противоречия и просто не могут избежать трагических развязок, малых и больших. Как видите, игра Detroit: Become Human вполне конкретно рисует наимрачнейший образ ближайшего будущего. Я бы назвал её «потребительской антиутопией» о мире технофашизма. А что? На момент начала игры высокие технологии служат войне и прибылям. Так же, как и сегодня! Боевые андройды, домашние андройды, животные-андройды, андройды-проститутки:



…и даже андройды-дети. 7500 долларов за «ребёнка», который не приносит хлопот, комфортен и удобен в отличие от человеческого, за которого вы ещё и отдадите 350 000 долларов за 17 лет:





Технологический прогресс не приносит большинству людей счастья и разрешения их проблем. Богатые по-прежнему богатеют, бедные — беднеют. Наёмные работники теряют работу, лишаются доступа не просто к зарплате, а к труду, как преобразующему жизнь фактору. К тому самому, что сделало человека — Человеком.

И это только одна из мыслей, которые возникают при прохождении игры, что говорит о её многоплановости. Другим сюжетом, например, является тончайшая трактовка западной толерантности. Если вы будете внимательны по ходу прохождения сюжета, то обнаружите странную тенденцию.

Это Аманда, одна из ключевых фигур в компании «Киберлайф», несущей ответственность за изготовление некачественных роботов, которые стали бросаться на людей. Дама жёсткая, если не сказать жестокая. Нельзя сказать, что от неё прямо таки веет радушием. Но формальная политкорректность соблюдена — начальница имеет правильный цвет кожи.



Вот начальник одного из главных героев-людей, полицейского Андерсона. На первый взгляд, он положительный персонаж, но вовсе не вызывает симпатии разносом, который устраивает подчинённому. Да, это обычное дело. И да, опять у человека на руководящей должности правильный толерантный оттенок, который, однако, не помогает ему казаться хорошим парнем.



Этого проповедника Маркус встречает в самом начале. Отсылка к Мартину Лютеру Кингу, только этот мистер с политкорректной кожей призывает сжечь андройдов.



А вот продавец в маленьком магазинчике, куда приходит Кэра и Алиса. Дамы нуждаются в помощи, но парень отказывает им в этом. И вроде как его снова можно понять. И снова правильная кожа.



Наконец, Коннор по ходу сюжета помогает расследовать очередной убийство человека, совершённое роботом. И этого андройда можно понять — злой человек избивал его, он просто защищался… И нанёс убитому 28 колотых ран в грудь, не считая пореза по шее.



Такой подход разработчиков навевает интересные мысли, но это не главная линия.

Неважно, каким будет дальнейший сюжет игры — личное дело каждого проходить её или нет. Как по мне, сделали её великолепно. И удивительно, как вовремя, ибо в реальной жизни процесс уже пошёл:

Пока возможности искусственного интеллекта весьма ограничены, но ничто не мешает им развиваться. К 2045 году, замечает Хэнсон, велика вероятность, что роботы разделят с людьми гражданские права, включая право вступать в брак и с людьми, и с другими андроидами.

Уже через десятилетие, к 2029 году, мыслительные способности ИИ-андроидов будут сравнимы с интеллектом годовалого ребенка. Такие машины смогут занимать посты в военных и правоохранительных органах. Спустя еще одно десятилетие мир изменится раз и навсегда.

Люди будут жить совершенно в ином социуме, хотя еще долгие годы андроиды не смогут отделаться от статуса «представителей второго сорта». Хэнсон не исключает, что «законодатели постараются легально подавлять эмоциональную зрелость машин, чтобы люди могли чувствовать себя в безопасности».

Однако это не остановит искусственный интеллект, и человечество приложит максимальные старания: «Требования людей к разумным машинам будут возрастать, и это подтолкнет развитие ИИ. Наступит переломный момент, когда машины «пробудятся» и начнут настаивать на своих правах, чтобы вести свободное существование».

Уже в 2035 году, по мнению Хэнсона, стоит ожидать, что «андроиды превзойдут людей в любых профессиях». Новое поколение разумных машин будет сдавать экзамены наравне с выпускниками и получать докторские степени. Это приведет к возникновению «глобального движения за гражданские права» в обществе роботов, а к 2038 году США станут первой страной, предоставившей такие права андроидам.

При этом у Хэнсона оптимистичные представления о таком будущем. По его мнению, у созданных людьми по своему образу и подобию андроидов есть шанс безболезненно пройти весь путь к обретению прав и свобод в человеческом обществе.


Главный вопрос: кому такое будущее вообще понравится?
Tags: детектив, игры, трансгуманизм, фантастика, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments