ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

О том, как анализировать предметы искусства



Знакомые попросили поделиться студенческим опытом по предмету истории искусств. Как вытянуть из картины, постройки, скульптуры больше, чем имя творца, дату и стиль, в котором создано произведение? Как усовершенствовать процесс запоминания больших объёмов предметов искусства? Как понять, глядя на картину, что хотел сказать автор и что он сказал помимо творческого замысла?

На все эти вопросы я постараюсь дать ответ в данной статье.

Шаг 1. Зачем?

Для начала надо ответить на вопрос: «Зачем вообще люди изучают картины, здания, скульптуры, музыкальные произведения, кино и т.д.?». Обычно говорят о необходимости культурного уровня, «это должен знать воспитанный человек» и далее в таком духе.

Правильный ответ заключается в следующем. У каждого предмета искусства есть развёрнутый, сложный контекст, укоренённый во времени (исторической эпохе), обществе, технологическом прогрессе, экономических процессах и т.д.. И познакомиться мы должны именно с ним, а не с примитивной схемой зазубривания «стиль-художник-дата». Зачем нам контекст? Видите ли, творческие люди обладают сверхчувствительностью к происходящему вокруг них и отражают его в творчестве. При этом делают это настолько ловко, что пресловутый контекст попадает прямо в сердце, минуя мозг. По-другому можно сказать, что предмет искусства транслирует замысел художника, минуя критическое мышление. Наиболее выдающиеся художники, архитекторы, музыканты, режиссёры и скульпторы выхватывают черты своей эпохи и сообщают нам сквозь столетия. Благодаря этому, мы можем ознакомиться с определённой эпохой через предметы искусства гораздо быстрее и глубже, чем только через учебник истории. А если изучать искусство наших дней, то из наиболее качественных образцов мы получаем информацию для прогнозов о будущем.

Шаг 2. Уровни анализа.

Каждое произведение искусства можно анализировать по следующим уровням:

1) Экономический. Сюда включаются особенности развития экономических отношений в конкретный момент времени; мы находим заказчиков и покупателей предметов искусства (это может указать на их мировоззрение и мотивацию к покупке); технические достижения, которые позволяют реализовать доселе невозможные творческие затеи и т.д.
Экономический уровень анализа необходим для сверки с объективными процессами в обществе и с научно-техническим прогрессом.

2) Философский. Художники всех времён передавали мировоззрение современников. В том числе мы можем восстановить взгляды социальных групп (например, рыцарства или духовенства, буржуа и крестьян), а также отдельных исторических личностей. Разумеется, мы можем выделить и мировоззрение правящего сословия или класса, что способствует пониманию революционных эпох, пиков развития и моментов спада представителей сословий и классов, что помогает понять экономические и политические процессы.

3) Политический. Говорят, что политика — сконцентрированная экономика. Иначе, в политических процессах прослеживаются экономические интересы и отражается мировоззрение разных сословий и классов. Поэтому появление некоторых предметов искусства может быть связано с особенностями политики в данной стране в конкретный период, а также произведение искусства может способствовать осуществлению некоторых политических целей.

4) Социальный. Думаю, что не удивлю читателя заявлением, что предметы искусства создаются в ответ на происходящее в обществе. Мы можем узнать об общественной структуре, о характере взаимоотношений между сословиями и классами, о самосознании людей и их надеждах. Например, мы можем проследить, как менялись заказчики у художников с течением времени, в зависимости от формации (рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм).

5) Культурный. К этому уровню я отнесу всё, что непосредственно касается творческого процесса — появление перспективы в живописи, разные подходы к свету, к тени, символизм предметов, сюжеты и т.д.

Все перечисленные уровни находятся во взаимосвязи. Глубокий разбор художественного стиля и, тем более, конкретного произведения искусства даёт нам возможность получить полноценное представление о современных этому произведению событиях.

Шаг 3. Примеры.

Теперь покажу на практике, как анализировать стили и отдельные произведения искусства.

Пример 1. Готика.

Большинство из нас знакомы со средневековым стилем готика, который появляется в Европе в 11-12 веках и развивается до 15-16 веков.

Собор в Амьене, Франция. Высокая готика.


Как обычно характеризуют этот стиль? «Стрельчатые, вертикальные формы», «мрачность и величие», «варварский от итальянского gotico», бла-бла-бла. Так мы ничего толком не запомним и уж точно мало поймём о причинах появления готики. Воспользуемся анализом стиля по уровням, которые я привёл выше.

Какие исторические события происходили в 11-12 веках в Европе? Правильно, Крестовые походы. Что двигало крестоносцами? Сформулированная римским папой идея распространения христианства. С этого момента нам понадобится копнуть несколько глубже.
К формальной хронологии надо добавить инерцию исторического процесса, в котором одни события затухают, другие, наоборот, восходят и развиваются, а процессы эти пересекаются. Так вот, не смотря на то, что христианство зарождается в первом веке нашей эры, широкий охват населения в Европе состоялся только к 7-8 веку, а движущей политической силой христианство стало ко времени Крестовых походов. Короли и папа римский понимали, что растущему населению Европы нужен выплеск энергии, нужны новые земли для завоеваний; купцам нужны были новые рынки сбыта и контроль за импортом из Азии; крестьянам нужна была земля, ремесленникам заказы; духовенству же нужна была новая паства и доступ к христианским реликвиям. Интересы разных сословий совпали, началась христианская экспансия в Палестину. Европейцы пробовали осваивать новые территории. И хотя Крестовые походы на Ближний Восток завершились не слишком удачно, зато христианские короли и духовенство получило опыт по направлению людских масс на достижение целей.

Параллельно развивался процесс Реконкисты, отвоёвывания христианами Испании у арабов. В 14-м веке началась крупнейшая в то время Столетняя война между Англией и Францией, в Европу проникла чума «Чёрная смерть». Происходят первые случаи освобождения крестьян от крепостного права. Ремесленники бегут в города, где складывается власть городских советов из дворян, купцов и ремесленников. Город, как административная единица, становится противником феодалов-дворян, как землевладельцев. Появляются зачатки цеховой структуры производства. Собравшиеся по роду занятий ремесленники, создают центры производства по видам ремёсел, такие как Золинген в Германии и Милан в Италии. Дворянской и церковной власти требовалось сплочение общества для решения столь масштабных проблем. А где горожане и сельские жители могли собраться в одном месте, не смотря на сословия? Правильно, в церкви. Здесь мы видим политический, экономический, социальный, философский и культурный запрос, поставленную перед строителями, художниками и скульпторами проблему:

— Население выросло, нужны бОльшие по размеру культовые сооружения типа «собор».
— Собор должен отражать взгляды церкви на эпоху, помогать транслировать католическое мировоззрение пастве.
— Собор должен выглядеть в соответствии с достижениями искусства и ремесленных технологий.

В процессе решения поставленной проблемы и появляется новый стиль. Таким образом, можно заключить, что стили в искусстве неразрывны с политическим, экономическим, социальным контекстом. И являются отражением философских взглядов. Если быть честным до конца, то философских взглядов заказчиков, т.е. правящего сословия или класса. Давайте же посмотрим, как деятели искусства решили задачу.

Заказчиком и спонсором строительства готических соборов конечно же стала Католическая церковь. Церковь была крупным феодалом и землевладельцем. Например, монастыри, помимо функции духовной обители, являлись крупными хозяйствами. Зачастую, монастыри обладали бОльшей трудовой эффективностью, чем дворянские вотчины, что позволяло получать прибыль от торговли излишками произведённой продукции. Церковь собирала налоги в свою пользу. Церковь являлась местом объединения сословий под одной крышей. Церкви и монастыри были хранилищем знаний, научных исследований, трактатов по техническим достижениям, философских изысканий.

Во вторую очередь спонсорами выступали дворяне. Род занятий дворян - война и управление землями, — не оставлял возможности избежать грехов, поэтому феодалы щедро жертвовали на строительство соборов во искупление грехов. Кроме того, это просто было престижно, т.к. в любую эпоху содействие доминирующему мировоззрению и правящему сословию приносит наибольшие дивиденды и репутацию.

Наконец, жертвовали деньги крестьяне и ремесленники, находившиеся в ту эпоху внизу социальной лестницы. Таким образом они не только заботились о духовной жизни, но и отдавали церкви долг за лекарские услуги, за предоставление продовольствия в голодные годы и т.д.

Возведение готических храмов было бы невозможно без последних достижений строительной сферы. Вес здания распределялся теперь не по несущим стенам, как это было в романских соборах, а по системе колонн и стрельчатых арок. Стены стали легче, высота зданий увеличилась.





Помимо основного помещения, стало возможно делать дополнительные, так называемые нефы. Вот и решение проблемы пространства для сотен прихожан.


Высокие соборы нового типа требовали освещения. Эту задачу решали стекольных дел мастера, обеспечившие появление узких вертикальных окон и витражей в форме так называемой «розы».


Скульпторы размещали снаружи и внутри здания статуи, изображавшие святых, что было более уместно в гигантских пространствах нового типа соборов, чем иконы на досках.


Общим результатом деятельности строителей, художников, скульпторов, архитекторов, стекольщиков и других стало создание эффекта парящего над прихожанами купола неба. Собор производил неизгладимое впечатление единства сословий перед Господом. Здание обладало хорошей акустикой, благодаря чему религиозные песнопения и коллективные молитвы имели завораживающий, подчас, гипнотический эффект. Что и требовалось для объединения западных европейцев католического вероисповедания перед вызовами тех лет, а также для подготовки к будущим Великим Географическим Открытиям и экспансии колониальных империй.


Сравните теперь результат нашего анализа с обычным описанием готического стиля.


Пример 2. Мадонна Литта кисти Леонардо да Винчи.



Теперь, разобравшись с анализом стиля в искусстве, давайте попробуем применить методику анализа к конкретному предмету искусства, а именно — к картине «Мадонна Литта» работы Леонардо да Винчи, написанной в 1490-1491 году.

Пойдём от имеющихся исходных данных. Начнём с даты: что происходило в Европе в 1490-х гг.? Что происходило в Италии, где жил и работал Леонардо? Какова была структура общества в 1490-х? Какие были взгляды и в каком направлении развивались? Что происходило в жизни самого да Винчи в последнем десятилетии 15-го века? Какие события ожидались в скором времени?

Загуглив по всем возникшим вопросам, мы в течении примерно получаса получим нужные ответы. В 1490-е произошли следующие события:
— В 1492 году завершается изгнание арабов из Испании. Христофор Колумб в скором времени отправится в Америку.
— В 1491 году провинция Бретань окончательно присоединится ко Франции.
— С 1491 года по 1559 Италию будут терзать длительные войны между королями Франции, императорами Испании и австрийской династией Габсбургов. Все воюющие стороны являются католиками. В самой Италии города-государства продолжают грызню между собой за владением небольших кусочков земли. Это приведёт к упадку Италии в целом и к упадку итальянского Возрождения в частности.
— В 1498 году прокладывается путь из Европы в Индию через юг Африки. Начинается эпоха Великих Географических открытий и европейской экспансии в Америку, Африку и Азию.
— В 1497 году исследователь Джон Кабот открывает Лабрадор и Ньюфаундленд в современной Канаде.
— Завершается доминирование готического стиля, начинается эпоха раннего Возрождения, когда в Европе заново открыли античную культуру Древней Греции и Рима. Культура всё больше приобретает светский, а не чисто религиозный характер.
— Весь 15-й век набирает оборот использования пороха в артиллерии и ручном стрелковом оружии. К 1490-1500 годам огнестрельное оружие прочно закрепляется в войсках, однако, всё ещё сохраняются луки и арбалеты, тактика всё ещё включает в себя действие кавалерии в первую очередь. Но растёт численность армий, и дворяне вынуждены пойти на уступки наёмным всадникам и пехотинцам из более низких сословий...
—...что в свою очередь ведёт к изменениям в структуре общества. Дворяне и духовенство ещё сохраняют лидерство, но в великом множестве появляются возвысившиеся благодаря войнам авантюристы-наёмники, покупающие себе титулы. А берутся эти наёмники из сыновей ремесленников и купцов, которые были способны купить отпрыскам оружие и патент на набор отряда. Возрастает и социальный вес купцов, спешащих в открытые земли за пределами Европы.
— Развитие ремёсел достигает очередного уровня, цеховая структура находится в периоде расцвета. Ремесленники богатеют на заказах для воюющих армий и купцов.

Вот такой фон событий мы получаем. Чем же был занят Леонардо да Винчи в 1490-е?
— В 1489 он создаёт анатомические рисунки черепов.
— В 1490 году он создаёт рисунок Витрувианского человека с каноническими пропорциями тела.
— В 1490-1491 пишет анализируемую нами картину «Мадонна Литта».
— В 1495-1498 гг. работает над фреской «Тайная вечеря».
— В 1499 году покидает Милан, процветавший до некоторых пор город мастеров-оружейников, в котором жил и работал, из-за вторжения французской армии.

Теперь, зная контекст эпохи и период творчества автора, перейдём к внимательному рассмотрению самой картины.

Мадонна Литта с пометками



Заказчиками картины являлись властители Милана, затем произведение искусства отправилось в богатую семью дворян из рода Литта, давшей Католической церкви нескольких кардиналов. Таким образом, заказанное полотно отражает взгляды правящего сословия дворян, которые в конце 15-го века ещё являются лидирующими в Италии. Как видим, сюжет изображён библейский, что соответствует накалённому духу католиков в Испании и Италии того времени. Это были те самые первооткрыватели, отважные путешественники, солдаты и священники, покорявшие Америку и исследовавшие Азию. Вместе с тем, наблюдается веяние Возрождения: Богоматерь и Иисус подаются да Винчи как почти светская благородная дама с сыном. И хотя цвета одежды женщины (голубой и красный) совпадают с иконописным каноном в изображении одежд Девы Марии, в картине присутствует светский мотив приземлённости и близости простых «уважаемых» людей (дворян, духовенства и верхушки купечества) к Спасителю.

Важной частью картины являются свет и тень. Мастер направляет источник света со стороны зрителя и из окон сзади. Таким образом, мы видим три плана: Дева Мария и Иисус, тёмная стена за ними, пейзаж в окнах. Да Винчи развивает технику светописи, всё более привнося пространство на холст. Появляется воздушная перспектива.

Сюжет богат и символами. Богоматерь изображена в статической, почти скульптурной позе, в то время как ребёнок подвижен, взгляд и поза женщины направляют наш взгляд к нему. Птенец, которого мальчик держит в левой руке, подчёркивает хрупкость и незащищённость даже Бога в детском возрасте. Тонкий драматизм присутствует и в разрезах на платье Девы Марии. Она уже зашила их, предполагая отлучить сына от груди. Это очередной период во взрослении и, в то же время, отдаление от матери. Но на правой стороне платья нитки разорваны, то есть девушка так и не решилась осуществить намерение до конца. Этот момент символизирует переходное состояние и уязвимость. В то же время, ребёнок вырастет и принесёт благую весть человеческому роду.

Мы с вами постарались копнуть как можно глубже и получили довольно неплохой результат. Во всяком случае, я надеюсь, что в конце анализа этой картины вы представите себя на месте её владельца и прочувствуете тот духовный заряд, направленный кистью да Винчи представителю дворянского рода Италии. Если сейчас воображение ещё не разыгралось, то мы проанализируем ещё одну картину из следующей эпохи. Для сравнения, которое, надеюсь, улучшит ваши впечатления.


Пример 3. Девушка с письмом Яна Вермеера.



И снова мы поначалу знаем автора (Ян Вермеер), дату (1657 год) и название картины. Нам снова нужно ответить на те же самые вопросы: что происходило в Европе в 1650-х гг.? Что происходило в Голландии, где жил и работал Вермеер? Какова была структура общества в 1690-х? Какие были взгляды и в каком направлении развивались? Что происходило в жизни самого Вермеера в середине 17-го века? Какие события ожидались в скором времени?

— Только что завершилась Тридцатилетняя война 1618-1648 годов, перекроившая карту Европы. Испанская империя пришла в упадок, потеряла Нидерланды и ряд других территорий. Франция усилилась. Германия, на территории которой шли боевые действия, лишилась 25% населения. Польша сражалась сразу с турками и подавляла восстание на Украине. В середине 1650-х в войну с Польшей вступило Московское царство.
— Нидерланды с 1579 по 1648 вели борьбу за независимость от Испании. Страна наконец-то обрела свободу. Одновременно, произошла буржуазная революция в Голландии, что привело к вхождению в правящие круги наиболее состоятельных купцов и ремесленников. Власть предпринимателей усилилась и в голландских городах. Если в предыдущую феодальную эпоху уважаемыми людьми были дворяне и священники, то теперь стали ещё и предприимчивые люди. Это вызвало небывалый духовный подъём населения маленькой Голландии, так как открыло возможность разбогатеть и состояться сотням и тысячам людей. Разумеется, за счёт открываемых колоний.
— В 1517 году произошла Реформация, появились протестанты. К 1650-м в Голландии прочно угнездились кальвинисты, баптисты и другие разновидности протестантских верований. Хотя в стране проживало много католиков, Голландия и в религиозном плане обособилась от соседней Франции, а также от могучей католической династии Габсбургов из Испании и Австрии. Религиозная обособленность тоже способствовала созданию специфического мироощущения у голландского населения вообще и правящего буржуазного класса в частности.
— К 1650-м Голландия обзавелась достаточно большим количеством колоний. Так как страна была маленькая и не могла себе позволить захват таких крупных территорий, как Испания, то голландцы пошли другим путём. Они захватывали удобные для строительства портов участки африканского и азиатского побережья, ключевые острова. Корабли других европейских стран зачастую были вынуждены останавливаться в голландских портах и платить за потребляемые ресурсы, вносить торговые пошлины и т.д. Кроме того, голландцы захватили Яву и Суматру, ключевые районы по выращиванию специй, чем открыли себе источник дохода. Как не трудно догадаться, образ жизни большой части голландского населения завертелся вокруг войн за колонии, торговли с колониями и войне с конкурентами. В Голландии строились десятки кораблей, тысячи людей отправлялись по всему свету в предприятия.

Голландские колонии в 16-18 веках:


— Развитая торговля породила специфическую торговую культуру и социальные отношения, основанные на возможно большем снятии ограничений на обращение капитала.

Теперь о самом Вермеере:
— Ян Вермеер из Дельфта писал иногда по 2 картины в год.
— Основными покупателями были пекарь (во времена Леонардо пекари были днищем и не могли себе ещё позволить покупать картины) Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус.
— Кроме того, Ян помогал управлять трактиром своей родственницы и был деканом гильдии художников.
— У него было 15 детей, из которых 4 умерли во младенчестве. Словом, художник был состоятельный, что позволяло сосредоточиться на творчестве.

Нагуглив опять таки все эти особенности примерно за 25-40 минут и вникнув, приступим к рассмотрению картины.
Для начала ещё выясним, были ли кроме Вермеера знаменитые голландские художники середины 17-го века и не вызвал ли душевный и духовный подъём освобождённой страны появления нового стиля в искусстве? 10 минут поиска дадут нам результат: окромя Вермеера тогда же творил Франс Хальс и сам Рембрант, а 17-й век называют золотым веком голландской живописи.

«Девушка с письмом» с пометками:


Давайте внимательно изучим картину. Первое — это сюжет. Сюжет здесь светский, мирской, в отличии от предыдущей эпохи Средневековья и раннего Возрождения. Девушка читает письмо... т.е. она, как это ни очевидно, умеет читать, что в те времена являлось показателем хорошего происхождения. Тут же смотрим на её платье и лезем в поисковик с запросом о голландском костюме 17-го века. Сравниваем. Ближе всего костюм горожанки, но у девушки платье всё же чуть более изящное, то есть она, скорее всего, из купеческой семьи.

Костюм солдата и костюм горожанки в Голландии 17-го века


Ковёр на переднем плане и стул на заднем указывают на немалое состояние её родственников-мужчин, т.к. ковёр такого вида точно является в то время предметом роскоши у горожан. Персик, съеденный наполовину и рассыпанные яблоки являются символами любви и грехопадения, в те времена это был ни много ни мало эротический подтекст! На это также намекает красная занавеска, энергично отброшенная окном. Щёки читающей девушки пылают румянцем. Вспоминаем о том, что хотя буржуазная революция произошла, но она не сломала классовые и сословные перегородки, поэтому скорее всего пишущий ей молодой человек является офицером дворянского или буржуазного происхождения, капитаном корабля или офицером на нём, возможно, купцом. Есть мнение, что это письмо из колонии, из-за моря, с приветом любимой. Среди искусствоведов говорят, что на одном из первых вариантов картины справа присутствовал купидон, но автор его спрятал за занавеской, напустив загадочности.
Вот как много талантливый живописец вложил в простую бытовую сцену.
Заметим, что мотив эротической любви ожил в эпоху Возрождения.

Заключение

Я представил вам способ углублённого анализа любых предметов искусства. Лучше всего люди запоминают то, над чем потрудились некоторое время. Старайтесь возможно более полно воссоздать контекст созданного произведения искусства по экономическому, философскому, политическому, социальному и культурному направлениям. Каждое произведение искусства принадлежит к какому-то стилю, который в свою очередь является творческим выражением современной этому стилю эпохи. Каждое творение характеризует также автора и его заказчиков — от периода в жизни до черт характера. Да и просто такой анализ довольно увлекательное занятие. Пользуйтесь!
Tags: Голландия, Леонардо да Винчи, архитектура, живопись, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments