ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Конспект по политологии. Эволюция политических объединений.



Группы интересов

Понятие «группа интересов» является базовым при изучении раздела политологии, посвящённого партиям и общественно-политическим движениям. Первым ввёл понятие «группа интересов» в научный оборот американский исследователь А. Бентли в 1908 г. «Группы интересов» в узком значении этого слова отождествляются с группами давления, лоббистскими организациями. В широком значении под группами интересов понимаются любые самодеятельные объединения людей, выражающие политические интересы, предъявляющие политические требования и оказывающие давление на органы власти. Исходя из этой точки зрения, к группам интересов относятся общественно-политические движения (национальные, молодёжные, экологические, женские, профсоюзы, объединения предпринимателей и т.д.); собственно группы давления (лоббистские организации); клиентелы (группы лиц, зависимые от лидера); аристократические политические кружки и клубы; организации заговорщиков, террористов и, наконец, политические партии, являющиеся законченной, «абсолютной» формой группы интересов.


Функции, выполняемые в политической системе группами интересов, многообразны. Среди них можно выделить как минимум четыре общие, присущие любой конкретной разновидности групп интересов:
- Первая функция — функция посредничества. Объективно любые группы интересов (общественно-политические движения, группы давления, клубы, партии и т.д.) занимают положение «передаточного звена» в процессе выражения интересов, требований поддержки социальных групп по отношению к органам власти. Подобную функцию выполняют в политической системе также группы политической элиты и политические лидеры. Тесно связаны с функцией посредничества и дополняют её две другие;
- Вторая функция — агрегация социальных групп. В первоначальном виде политические интересы граждан могут выражать протест, неудовлетворённость действиями властей, выступая в личностной и эмоциональной форме. Примером выражения таких ещё не оформленных интересов является фраза из песни популярной в годы Перестройки рок-группы «Кино»: «Перемен! Мы ждём перемен!». Создание самодеятельных политических организаций позволяет обобщить аморфные пожелания и умонастроения в конкретные требования к государственным органам и направить народное негодование против конкретных должностных лиц или против государственной системы в целом.
- Третья функция — представительство интересов граждан в органах власти. Люди, которые не в состоянии отправиться для защиты своих интересов из Хабаровска или Екатеринбурга в Москву, могут обратиться с этой целью в какую-либо общественно-политическую организацию, например, в «Союз солдатских матерей» или Федерацию независимых профсоюзов, и через её представителей в соответствующих органах довести свои требования до законодательной или исполнительной власти. Создание политической организации позволяет сделать представительство интересов социальных групп и отдельных граждан в органах власти систематическим и регулярным.
- Четвёртая функция — социализация личности. Участие граждан в работе политических организаций само по себе есть проявление политической активности, но оно же способствует дальнейшему втягиванию человека в политическую деятельность. Будучи членом какой-либо группы интересов (профсоюзов, партий, общественно-политических объединений и т.д.), гражданин подвергается целенаправленному воздействию пропаганды со стороны данной организации, приобщается к новым политическим ценностям, стереотипам поведения, и, что самое главное, приобретает личный опыт участия в политической жизни.

По классификации американских учёных Г. Алмонда и Г. Пауэлла существует четыре типа групп интересов в зависимости от их специализации и уровня организованности:
1) Спонтанные группы, которые образуются стихийно, например, на митингах, во время демонстраций или массовых беспорядков, они существуют обычно короткое время и часто бывают ориентированы на применение насилия;
2) Неассоциативные группы, которые являются неформальными, непостоянными и ненасильственными, например политические дискуссионные клубы, издания сам.издата и пр.;
3) Институциональные, т.е. признанные как политические институты, группы интересов; политические организации с чёткой структурой и формализованными отношениями внутри них (партия, церковь, лоббистские фирмы и т.д.);
4) Ассоциативные группы интересов, т.е. добровольные и специализирующиеся на представительстве интересов социальных групп организации (профсоюзы, ассоциации промышленников и предпринимателей, землячества национальных меньшинств и т.д.)


Эволюция общественно-политических объединений

Процесс развития политических объединений происходит в большинстве случаев с момента становления неформальной группы. Следующим этапом является переход на уровень общественно-политического движения. И, наконец, общественно-политическое движение может превратиться в политическую партию.
Осуществление преобразований зависит от того, насколько эффективно и адекватно текущему моменту участники объединения решают возникающие проблемы, ограничивающие рост и развитие.

Хотя до сих пор возникают споры о значении термина «неформал», можно выделить типичные черты такой разновидности группы интересов, как «неформальное политизированное движение»:

- Сравнительная малочисленность (от 3-5 человек до нескольких десятков); целостность группы и колебания её численности прямо связаны с психологической совместимостью членов группы;
- Основная форма деятельности — общение участников группы;
- Классическая организационная форма — кружок, клуб и их различные трансформации — «фронты», «союзы», «общества», «центры», самостоятельные издания и т.д.;
- Отсутствие иерархии, деление на «пассив» и «актив» — все в «неформальной группе» активисты в меру своих организаторских, интеллектуальных способностей и ровня культуры;
- Протест и критика — цель деятельности; митинг, собрание, встреча — основные формы организаторской работы; для классической «неформальной группы» характерны невысокая культура организационной работы, недостаточное умение консолидировано работать вне экстремальных ситуаций, отсутствие долговременного, последовательного планирования своей деятельности.
- Организационная неустойчивость: в «неформальных группах» отдельная личность, в том числе и личность лидера, довлеет над коллективом, что является источником постоянных противоречий, конфликтов, предопределяет нестабильность таких ассоциаций.

В общем, если попытаться охарактеризовать сущность «неформальной политизированной группы», то это такая форма политической самодеятельности граждан, в рамках которой отдельный человек выражает своё личное отношение к государственным институтам, политической системе и на этой основе в процессе общения с единомышленниками формирует групповой политический интерес и требования к властям.


Структура типичной политизированной неформальной группы включает следующие элементы (с большей или меньшей степенью полноты):

- Периодическое издание в виде газеты, журнала, информационного сайта, канала на Youtube, сообщества в социальных сетях. Является «трибуной», с которой выступают участники группы. В таком издании могут присутствовать как теоретические материалы, отражающие точки зрения участников кружка, так и политическая сатира на злобу дня, актуальная информация о деятельности родственных организаций и т.д.;
- Дискуссионный клуб является важнейшей формой существования неформальной группы и возникает для совместного обсуждения актуальных общественных проблем; вид собрания, на котором происходит обмен мнениями, — митинг, семинар, конференция, дискуссия и т.п. — не имеет особого значения, главное, чтобы оно (собрание) создавало у человека ощущение общности, единения с другими людьми.
- Рабочий орган «неформальной группы» — это может быть «совет», «секретариат», «дума», «правление», и т.д., предназначение которых — организовать текущую работу (подготовка собраний, дискуссий, массовых мероприятий, контакты с властями); в тех случаях, когда неформальное объединение охватывает несколько групп, рабочий орган выполняет координационные и представительские функции. Как правило, в рабочем органе сосредоточено ядро наиболее активных участников движения, здесь готовятся и принимаются наиболее важные решения, разрабатываются стратегия и тактика, идеология организации, нормы поведения её членов;
- Теоретический семинар, который служит для выработки политической программы (агрегирование интересов), анализа положения в стране, формулирования требований к органам власти. В ряде случаев теоретический семинар может организоваться на межклубной основе;
- Рабочие группы создаются как результат разделения труда и служат для разработки общественных проектов, проведения теоретических исследований, подготовки законопроектов, организации массовых мероприятий и т.д.;
- Библиотека, архив или электронная база данных выполняет роль информационного банка по интересующим группу общественно-политическим проблемам, а также сохраняет документы о деятельности неформального объединения; является важным инструментом для формирования традиций политической организации и приобщения к ним новичков;
- Постоянное собрание фиксированных членов группы (актив группы, её «ветераны»);
- Общая касса на расходы «неформальной группы».

В конкретном клубе или кружке могут отсутствовать те или иные элементы структуры или они могут существовать в нераздельном виде — всё зависит от количественного состава группы, качества организаторских способностей и активности лидеров группы, целей и содержания её деятельности, внешних и внутренних условий существования этого объединения и, что важно, её организационно-технических возможностей (наличия своего помещения, множительной техники, компьютеров, финансовых источников или богатых спонсоров). Но три элемента — периодическое издание, дискуссионный клуб и рабочий орган — присутствуют практически всегда.


Клубно-кружковая форма политической организации довольно быстро перерастает сама себя, как только политически активные граждане переходят от обсуждения проблем к массовому политическому действию. В результате этого неформальные политизированные группы эволюционируют, меняют свою структуру и цели. Возможны следующие варианты их развития (как в чистом виде, так и в форме одновременной эволюции по нескольким сценариям):
- Распад объединения из-за накопленных внутренних противоречий, межличностных конфликтов, из-за ошибок в управлении, недостаточной организационной культуры «актива» и «пассива», из-за изменения целей и методов работы, в результате насильственных действий властей и т.д.;
- Замыкание в себе — превращение в теоретический семинар, периодическое издание, элитарный клуб; отказ от лидерства в общественно-политическом движении, от борьбы за власть;
- Превращение в штабное ядро массового политического движения, объединение многих неформальных групп на конфедеративных принципах;
- «Профессионализация» членов «неформальной группы», переход на работу в официальные властные структуры;
- Участие в борьбе за власть с превращением в политическую партию;
- Специализация группы на лоббистской деятельности, превращение в группу давления;
- Превращение в группу заговорщиков, имеющих целью насильственное свержение существующей властной группы, государственного строя.


Общественно-политическое движение отличается от «неформальной группы» следующим:
- Развитой структурой с наибольшим количеством из перечисленных выше элементов. В наличии обязательно штабное ядро, региональные постоянные представительства и наличие «облака сочувствующих». Каждое постоянное представительство является мини-проекцией всего движения: в нём есть дискуссионный клуб, участники представительства работают в периодическом издании движения и распространяют его выпуски; в представительстве есть рабочий орган.
- Развитой специализацией в рабочих группах. Улучшается качество организационной культуры и исполнительности.
- Основная цель — давление на органы власти для претворения в жизнь интересов участников движения и его целевой аудитории.


Политические партии отличаются от общественно-политических движений следующим:
- Наиболее строгой иерархией и дисциплиной;
- Целью является борьба за власть. Партии добиваются власти, тогда как большинство общественно-политических движений и групп пытаются лишь воздействовать на власть, оставаясь вне её сферы;
- Наличием долговременной стратегии для борьбы за власть. Присутствуют долговременное планирование деятельности и постоянное отслеживание текущей ситуации с целью прогнозирования;
- Чётко сформулированной программой, ориентированной на выражение мнения возможно большей группы населения (например, рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции, буржуазии). Идейный плюрализм только в рамках программы;
- Поиском народной поддержки, особенно через участие в выборах.

По способу образования партии бывают устроены:
- «Снизу», когда партия создаётся на основе неформальной политизированной группы или общественно-политического движения. Например, Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП);
- «Сверху» партия формируется на базе парламентских фракций, групп давления или групп политической элиты. Типичным примером является партия «Единая Россия»;
- «Комбинированный способ», когда сложившаяся группа политической элиты возглавляет какое-либо политическое движение;
- «Вокруг лидера», уже получившего народную поддержку, может формироваться партия популистского типа. Типичным примером является Либерально-Демократическая Партия России (ЛДПР), созданная для соблюдения интересов В. Жириновского.


Для того, чтобы описать какую-либо партию, надо ответить на несколько ключевых вопросов:
а) Каковы социальный состав, социальная база партии?
б) Кто возглавляет партию?
в) Чьи интересы представляет и защищает руководящий центр партии?
г) Какова направленность её политических действий?
д) Какие функции выполняет партия в политической системе?

В зависимости от социальной базы партии делятся на классовые (рабочие, крестьянские, буржуазные); межклассовые (рабоче-крестьянские, буржуазно-помещичьи); партии классоподобных групп и слоёв — популистские, трайбалистские (племенные), национальные.


У политической партии есть три группы функций.
Группа первая (связь партии с представляемыми социальными группами и обществом):
- Функция представительства интересов населения. Реализуется путём аккумуляции общих интересов социальных групп и слоёв, а также посредством овладения органами власти и контроля над принятием политических решений.
- Функция политической интеграции поддерживающих сил. Партия борется за политическое руководство обществом, стремится представить свои корпоративные интересы как интересы общества в целом и тем самым обеспечить единство действий своих сторонников и союзников.
- Функция создания идеологии. В партиях существуют подразделения, которые специализируются на разработке и пропаганде идеологических концепций, выражающих интересы и политическую волю представляемых данной организацией социальных и национальных общностей.

Вторая группа (роль в политической системе государства):
- Функция разработки и осуществления политического курса выражается в определении стратегических целей и ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объём и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе государства. Ясно, что правящая партия имеет лучшие возможности для реализации этой функции, чем партии, находящиеся в оппозиции.
- Функция борьбы за политическое руководство и удержание своего руководящего положения — одна из главных в деятельности партий. Государственная власть является важнейшим инструментом для воплощения в жизнь корпоративных интересов партии и её членов (особенно в случае правых партий) и интересов социальных групп и классов общества (особенно в случае левых партий). Стремление обладать властью — главный стимул деятельности любой политической партии, какими бы благими намерениями эта цель ни обосновывалась.
- Организаторская функция выражается в кадровой политике — т.е. в расстановке и подборе кадров как в самой партии, так и в государственных и общественных организациях. Через своих выдвиженцев партия проводит политику в государственном аппарате и распространяет своё влияние на другие институты политической системы даже тогда, когда не является правящей.

Третья группа (внутрипартийная):
- Подбор новых членов партии;
- Обеспечение единства партийных рядов;
- Выработка ценностей и норм, регулирующих отношения между членами партии;
- Поддержание на достойном уровне партийной морали и дисциплины;
- Обеспечение финансирования партийной деятельности;
- Партийное строительство, совершенствование организации элементов партии.

Политологи выделяют следующие неконкурентные (однопартийные) и конкурентные государственные системы:
1. Многопартийные системы:
- Полная многопартийность — множество равных по влиянию мелких партий (Латинская Америка);
- Умеренная многопартийность — среди множества мелких партий выделяется несколько более влиятельных, соперничество которых и определяет исход межпартийной борьбы (Италия);
2. Двухпартийная система:
- Несовершенная двухпартийность — для победы на выборах каждая из двух крупнейших партий должна вступить в коалиции с мелкими партиями (ФРГ, Швеция);
- Совершенная двухпартийность — конкурируют только две сильнейших партии, остальные в выборах не участвуют и носят демонстративный характер (США, Англия);
3. Многопартийная система с господствующей партией;
- С просто господствующей партией — система, где одна партия имеет существенное преимущество перед другими (Испания, Япония);
- Со сверхгосподствующей партией — случай, когда одна партия может оказывать решающее влияние на принятие решений другими партиями; такая система мало отличается от однопартийной (Россия, КНР);
4. Однопартийная система (КНДР).
Tags: Россия, Суть Времени, государство, общество, политология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments