ilya_prosto (ilya_prosto) wrote,
ilya_prosto
ilya_prosto

Categories:

Финский фильм «Неизвестный солдат». Рецензия.



У финнов есть свой «Неизвестный солдат» по результатам проигрышного участия во Второй Мировой против Советского Союза. Так называется роман В. Линна, народный финский роман, считающийся если не первой, то второй книгой всей финской художественной литературы. Автор воевал на финско-советском участке фронта с 1941 по 1943 год, его произведение можно назвать финским «На Западном фронте без перемен».

Предыстория и контекст фильма

Финляндия обрела независимость в 1918 году в результате Февральской, а затем Октябрьской революции и развала Российской империи. Немедленно, как и во всех бывших частях России, в Финляндии вспыхнула ожесточённая гражданская война. Финские красные, происходящие из рабочего класса, выступили против вернувшихся с фронтов Первой Мировой националистов, воевавших против России и Финляндии, заодно с немцами. Война быстро окончилась поражением красных из-за их разобщённости и, наоборот, единства, бескомпромиссности белофиннов, опиравшихся на высадившиеся немецкие дивизии. Результатом стала классовая и этническая чистка Финляндии: убивали финских рабочих, убивали русских граждан Выборга, в том числе сочувствовавших белым.

За 1920-1930-е годы националистическое правительство превратило Финляндию в очень правое государство. Стоит отметить самостоятельность пути финского фашизма — если бы не размеры и малая численность населения, эта самостоятельность пошла бы им на пользу. Естественным стал союз Маннергейма и Гитлера, воспитание молодёжи в великофинском духе. Финская правая интеллигенция грезила Великой Финляндией до Урала.



Зимняя война с Советским Союзом стала для финнов мощнейшим объединяющим фактором. Даже красные финны восприняли войну, как отечественную. И хотя Советский Союз победил, многие в финском обществе рассчитывали на реванш, воспользовавшись союзом с Гитлером. Война, в которую вступили финны 22-29 июня 1941 года, получила в официальной пропаганде название «Война-продолжение». Здесь-то и начинается действие фильма.


Что показано хорошо

Я не читал роман и смотрел в русской озвучке, поэтому делал скидку на две вещи: а) возможный художественный вымысел-дополнение режиссёра; б) упущенные смыслы оригинальных диалогов. Приходилось сосредотачиваться на видеоряде, чтобы понять. Отсюда проистекают выводы и оценки.

Так вот. По смысловой части. Хорошо показана эволюция солдатских взглядов от 1941 к 1944 году. И сама солдатская жизнь, вплоть до деталей материальной культуры. Среди финских призывников есть разные типажи, наглядно показывающие пестроту финского предвоенного общества. Тут есть финские националисты из офицерской среды, включая фенриха (командира взвода, аналог нашего младшего лейтенанта) Карилуото (на переднем плане):



Финские офицеры вообще показаны отдельной кастой, солдаты их называют не иначе, как «господа». Большинство из них показаны бездушными, зарегулированными людьми, которые готовы лить кровь подчинённых ради Великой Финляндии. При этом великофинн Карилуото переживает эволюцию от убеждённого националиста к более-менее человечному персонажу. Из русского перевода это понятно плохо, но можно заключить по видеоряду.

Националисты присутствуют и среди солдат, например, Лехто (на фото ниже). Хорошо показана социальная база финского национализма: происходят либо из гос.служащих, либо из буржуазных семей, либо из интеллигенции, либо из богатых крестьян.



При этом автор романа Вяйнё Линна и режиссёр фильма наделяют националистических персонажей многими негативными чертами характера. Например, фенрих Карилуото трусит в первом бою и не может поднять людей в атаку, вместо него погибает опытный старый офицер, участник походов белофиннов в Карелию в 1919-1923 гг. А Лехто убивает пленного советского солдата, в спину, на что с негодованием ему указывают товарищи.

Тут есть и красные финны. Среди офицеров это фенрих Коскела (на первом скрине ниже), а среди солдат Лахтинен (на втором скрине, справа, а слева Хиетанен, о котором сказано дальше) , из рабочих.





Оба выглядят очень положительно. Они обладают не только расторопностью (Коскела помогает Карилуото взорвать советский ДЗОТ, лично подползая с гранатами), личным мужеством (Лахтинен погибает, прикрывая отход товарищей), но и мрачным юмором. Так, в начале фильма звучит превосходная язвительная шутка Лахтинена в ответ на «ура-патриотическое» заявление товарища «Один финн стоит десятка русаков» — «Мда? А если их будет двенадцать на одного?».

Наконец, аполитичных финнов представляют два харизматичных персонажа: младший командир Хиетанен и резервист Рокка. Хиетанен малограмотен и поначалу прославляет идею Великой Финляндии, даже заботится о создании в Петрозаводске «правильного воспитания» местных детей, заставляя их за шоколад кричать «Русским капут! Слава финнам» (особенно едко смотрится на фоне событий на Украине, параллельно с которыми снимался фильм). Однако, позже Хиетанен прогрессирует в одного из немногих (вместе с Коскелой), кто выводит разочаровавшихся, депрессивных товарищей в 1944 году назад в Финляндию.



Рокка — главный герой фильма, — участник ещё Зимней войны, отец солдатам. У него, в отличии от большинства других бойцов есть очень серьёзное основание для войны: до Зимней он жил в Карелии, ему пришлось убежать в Финляндию с семьей, поэтому он надеется отвоевать назад свой хутор. В процессе показано, как старый вояка, хитрый и удачливый крестьянин из глухого леса преобразуется в одного из защитников товарищей и голос разума, когда война для финнов катится к бесславному концу. Для него теряет значение война, как возвращение домой, он теряет всё, кроме жизни и семьи.

Итого: сюжет есть, судьбы персонажей развиваются. Что, безусловно, признак хорошего кино.


Что показано плохо

Тем не менее, не обошлось и без сомнительных, плохих и откровенно клюквенных моментов. Плохо показаны советские солдаты, бойцы и командиры. И плохо даже не в смысле раскидистой красной ягоды, нет. Материальная культура опять же глаз радует. Нет, плохо показано управление в бою, стойкость наших солдат. Становится непонятно, с кем сражались финны. Главным достоинством советской стороны выведены вполне клишированные «орды русских» (численное превосходство) и техническое оснащение лучшим оружием (например, противотанковые ружья финнов не берут Т-34, поэтому храбрым финнам приходится каждый раз ползать со взрывчаткой). Едва финны врываются в советские окопы, как наши в ужасе разбегаются, из-за чего финны косят наших солдат пачками. Из-за этого пропадает характер «ожесточённости» боя и сопротивления, а ведь герои фильма воспринимают поход на Петрозаводск не как лёгкую прогулочку. Короче говоря, неубедительно.

Клюква заключается в двух эпизодах: поход к девушкам в Петрозаводске и уничтожении санитарной машины в 1944-м. Тут всё в лучших традициях рубрики Павла «Перца» «Россия, Чужой Взгляд». Ну вот любят за бугром показать мужское превосходство своих солдат в глазах русских девушек — и в этом фильме финнам дают, едва поломавшись. А ближе к концу фильма есть довольно странный, бесславный эпизод, где неизвестные (в кадре не показано ни одного советского солдата) расстреливают санитарную машину с ранеными, которые погибают ужасной смертью. Эпизод откровенно мерзкий, потому что мне лично неизвестно ничего подобного с нашей стороны, а вот со стороны финской официальной пропаганды есть прославленный разведывательный рейд в тыл РККА. Подлинным его результатом было уничтожение полевого госпиталя с медсёстрами. И поэтому этот момент в фильме выглядит, как попытка собственное зверство переложить на советскую сторону.

Кроме того, есть недочёты русской озвучки. Очень важен, например, эпизод на день рождения Маннергейма, когда один из финских офицеров поёт немецкую нацистскую песенку «Хорст Вессель» в компании ещё не преобразившегося Карилуоты. В землянку входит в доску пьяный фенрих Коскела (напомню, он из рабочей, красной, семьи). «Хорст Вессель» и верноподданичество немцам выводит его из себя, он начинает оскорблять того офицера русским (!) матом и серьёзно избивает его. Пояснений со стороны переводчиков, в чём причина конфликта, нет, эпизод для меня открылся только с просмотром поясняющей лекции Баира Иринчеева:




Резюме

Фильм оставляет странное впечатление. Думаю, что не в последнюю очередь из-за кривого русского перевода и озвучки. Финским киноделам действительно удалось создать мрачное и в чём-то душевное солдатское кино, которое можно и нужно посмотреть российскому зрителю в познавательных целях. Однако, и пропагандистские клише там тоже присутствуют. Пропорции того и другого даны такие, что задевающие нашего человека моменты проходят как бы сбоку и выглядят настолько топорно, что почти без внутренней боли мы возвращаемся к основному, очень живому повествованию.
Крайне положительно, на мой взгляд, что в этом фильме 2017-го года ещё не разучились делать по-настоящему обоснованный антивоенный посыл. К концу зрителю передаётся желание солдат: дожить до конца войны. Вряд ли в современном кино, тем более западном, есть такое красноречивое подтверждение тщете капиталистических войн. Советские солдаты в 1944-1945-м завершили начатую фашизмом и нацизмом Вторую Мировую войну, в том числе избавив граждан буржуазных стран от судьбы бесславно погибнуть за сумасбродные идеи крупного капитала. Но без клюквенных моментов фильм был бы лучше!
Tags: Великая Отечественная, Вторая Мировая, Финляндия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments